на первую страницу

                           Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
АНТИПУТИН  
АНТИВОЙНА  
АНТИАРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 
 
free counters
Free counters

 
 
       
 
 
 

"ПОРОГ АНГАРЫ"

Газета в газете: страницы Бурятии


Тема страницы: статьи Надежды Низовкиной

Все страницы: акции, хроника;
      Стихи Надежды Низовкиной
      Статьи Татьяны Стецуры
      уголовное дело-2010;
      листовки ДС Улан-Удэ;
      ФСБ против ДС Улан-Удэ (2008);
      открытые письма;
      фотоальбом.


На странице:

"Моя юрта у краю?" Камерный митинг 20 марта как новая просветительская форма
Под обвинением в фашизме
О статусе гражданского активиста
Бурятия: рвётся, где тонко
Конституционное ослепление
Репрессированные улицы
Школа бесправия
О "побочной линии" болотного дела, которая касается лиц, 6 мая бывших на другой площади
Крымск: неграмотность и народная правда
Время, назад!
"Необходимо некоторое время"
Крымск – город безопасности
Наводнение в Крымске: журналистское расследование
Спешная демобилизация в Крымске (статья Н. Низовкиной)
Жизнь налаживается? (статья Н. Низовкиной)
Братские могилы и оцепленный хутор (статья Н. Низовкиной)
Ответ крысы из подполья (статья Н. Низовкиной)
Паспорт как военное преступление (статья Н. Низовкиной)
Защита девиц, или половой вопрос (статья Н. Низовкиной)
Жертва ежевечерняя (статья Н. Низовкиной)
Карцер для голодающей (статья Н. Низовкиной)
Победа и обман (статья Н. Низовкиной)
Ликбез по капитуляции (статья Н. Низовкиной)
Новое подполье (репортаж Н. Низовкиной)
Психиатрия за молчание (очерк Н. Низовкиной)
Как пройти в автобус? (репортаж Н. Низовкиной)
Бессмертные, что ли? (репортаж Н. Низовкиной)
Все навальны! (статья Н. Низовкиной)
Обращение Революционного антипутинско-антинавального комитета
Статья Н. Низовкиной "Перемены или смена лиц?"
Статья Н. Низовкиной "После выборов всё только начинается"
Статья Н. Низовкиной "ГБ убирает своих рабов"
Статья Н. Низовкиной "Их выборы – насилие!"
Статья Н. Низовкиной "Я не голосую – противно!"
Статья Н. Низовкиной "Только пыль сосёт глаза..."
Статья Н. Низовкиной "Лучше бы я сам ей платье купил!"
Стихотворение Н. Низовкиной "Через глазок"
Статья Н. Низовкиной "Наказание для умирающих?"
Статья Н. Низовкиной "Это не путч – это оккупация"
Статья Н. Низовкиной "Забайкальский Майдан"
Статья Н. Низовкиной "Закрытие школ в Забайкалье"
Статья Н. Низовкиной "Вырождение Забайкалья и передвижная революция"
Статья Н. Низовкиной "Таисия Осипова: защищать не из жалости"
Последнее слово на суде
Не вставать перед тюремщиками!
Cтихи Надежды Низовкиной, написанные в тюрьме
Взрыв метро 2010 года. Московский обыватель между террором и антитеррором (стихи Надежды Низовкиной)
Статья Н. Низовкиной "Телеканал – дорога центробежия"
Статья Н. Низовкиной "Расизм – испытание совести и солидарности"
Статья Н. Низовкиной и Т. Стецуры "Людоед слезам не верит"
Статья "Почем прецедент для охранки?"
Статья "Огонь на поражение – победа обывателя"
Статья "Одинокие эрхэтэны репрессированного народа"
Статья "Слишком много букв"
Статья "Что будем делать в соседней камере? (Когда разобьём стену)"
Статья "За догму будущего"
Стихи "Гимн реваншистов"
Статья "Грудью ударить кулак" (о публицистике Б. Стомахина)
Стихи "Вопреки"
Статья "Требующие цепей"
Открытое письмо узнику совести журналисту Б. Стомахину


БЛОГ НАДЕЖДЫ НИЗОВКИНОЙ НА "ГРАНЯХ"



Надежда Низовкина. Январь 2011 г.

"Моя юрта у краю?" Камерный митинг 20 марта как новая просветительская форма

       Митинг меньшинства требует особых выразительных средств. Малое количество сторонников делает ненужными крупные по размеру агитматериалы, подобно тому как в камерном театре не строят огромных декораций. Меньшинству всегда найдётся место на пятачке площади, чтобы вблизи разглядеть неоднозначные ассоциативные изображения.
       Визуальная поэзия – это условные графические изображения, происходящие из созвучия звуков. "КапитАляция" – сочетание двух слов рождает человечка с долларом вместо белого флага. В схематической картинке важны только детали, передающие смысл в игре слов и звуков. Человечку необязательно иметь лицо, достаточно двух палочек-ножек, преклоняющих колени. А у горы трупов под стенами крепости – вообще не обязательны ножки и ручки – только кружочки на палочках, как рассыпанные детские чупа-чупсы.
       Достаточно придать буквальный смысл слову "у-крайна", как естественно рождается рифмованная цепочка "хата с краю" - "юрта с краю". Из этой условной юрты высовывается столь же условный человечек, в облике которого имеются только две подробности – узкие бурятские глаза и рука, которой он чешет затылок. А из условного танка высовывается двойник этого человечка, но без узких глаз, однако с другой подробностью – военной каской.
       "Сквозь тюьму народов" – созвучие "тьмы" и "тюрьмы", неоднозначный свистящий звук. Напротив человечка с бурятскими глазами человечек с хохляцкими усами. Безобидная двуглавая курица с двумя игрушечными танками скорее напоминает не имперский герб, а мультяшного ганкстера. Условная решётка, условная колючая проволока – и всё, поскольку здесь нет художества, рисунок – всего лишь схема к созвучию слов и смыслов.
       "Предлоговойны" – тоже лишь иллюстрация взаимного перетекания трёх слов: "предлог", "логово", "война". Танк, замерший над пропастью, остаётся абсолютно условным, но у него появляется одна характерная особенность – смятые, как бы споткнувшиеся колёсики. Он словно отшатнулся от логова войны, хотя у него есть предлог к этой войне и он не собирается поворачивать назад.
       И наконец "VIPступление" – соединение слов "VIP-персона" и "выступление", причём в слове "VIP" графически видится "TV". Это уже не война, это мы с вами – жертвы пропаганды, мирные телезрители. У выступающего нет головы, зато есть костюм с галстуком, а на плечах горшок, из которого льётся потоп массовой информации. А тонущие человечки, непропорционально маленькие в сравнении с выступающим, скорее похожи на муравьёв. Жертвы информационной войны появляются раньше, чем реальные трупы.
       Жанр визуальной поэзии, на стыке литературы и графики, не был специально создан для маленьких оппозиционных митингов. Но он идеально подходит для них и был использован на нашем митинге на тему украинской войны и бурятского языка. А чем ещё можно бороться против реальных танков, в нашу эпоху грубой однозначности и безжалостной плакатности? Я буду и впредь использовать свои работы для просвещения улиц.
       Внехудожественные подробности митинга в
статье Татьяны Стецуры.
       Надежда НИЗОВКИНА (март 2014 г.).



Под обвинением в фашизме

       В обстоятельствах военного времени и ужесточения цензуры по "антифашистским" основаниям считаю необходимым выступить против оголтелой физической и духовной интервенции. Война – это сила, принуждающая определиться с личным выбором, несмотря на противоречия и сомнения. Я человек, прошедший сквозь московскую недореволюцию, вставший между остервенением властей и лицемерием оппозиции. Я испытала горечь болотного торжества, выступила против Навального и осудила оппозиционную иерархию. Всё последнее время я невольно отворачивалась от событий в Украине, поскольку разучилась верить в то, что не видела собственными глазами, то есть слепо восхищаться майдановским героизмом. Меня не покидала мысль, что стоит лишь изучить ситуацию изнутри, как я наверняка обнаружила бы в среде украинской оппозиции те же пороки современного европейского протеста: чрезмерную лояльность действующему законодательству, разрыв между VIPами и активистами, диктаторскую вальяжность одних и низкую самооценку других. В конце концов — почему «Евромайдан», почему национальные права украинского этноса должны защищаться обязательно с позиции «евро», зачем они просят деньги у Европы и не лучше ли голодать и жечь стулья, как в гражданскую войну, чем потерять достигнутую независимость? Как было приятно в юности, по телевизору наблюдая за оранжевой Украиной, приветствовать её без лишних размышлений! И как тяжело сейчас, после всего пережитого, не находить в себе той чистой, юношеской радости.
       Но события перешли черту, за которой допустимо воротить нос и размышлять об аналогиях. Революция переросла майдан, война переросла саму революцию. Пули не знают сложных траекторий и умозаключений, не могут сомневаться, они летят прямо. Моя задача, как еретика меж двух огней, проста и неизбежна: из двух чужих сторон выбрать своего врага. А раз так, то какие здесь могут быть колебания? Пока неизвестно, кто пришёл к власти в Украине, но бесспорно, что старая влась должна быть уничтожена. Не так уж важно, чтобы вожди и активисты были ангелами, важно то, что горят отделения полиции, что неприкосновенных силовиков поставили на колени, и наша полиция тоже пусть это запомнит. Наконец, не так уж важно, какая власть установилась в чужом государстве, важнее то, что это государство суверенное. Кто вправе связать новорожденную государственность и запретить ей расти?
       О каком геноциде русских может идти речь, если расправы совершались не над мирными людьми, а над полицейскими? Кремлёвская пропаганда ввела в оборот понятие «фашизм». В своё время она не догадалась применить его к чеченцам и всего лишь называла их «бандитами». Но теперь и это слово показалось слишком мягким! Теперь уже обвинение в фашизме ставит любого несогласного вне закона. Исподволь нас приучали к тому, что более страшного обвинения не существует. Больше невозможно молчать о том, как далеко зашла российская власть в эксплуатации этого примитивного слова.
       Навязывание термина «фашизм» создаёт пространство языковой нетерпимости, жестоко запугивает каждого «пересматривающего историю» и «оскверняющего Победу». У нас есть устрашающие «мужские» праздники, такие как День защитников Отечества или День ВДВ, но нет праздника более агрессивного, нетерпимого и одиозного, чем День Победы. Этот праздник давно уже перестал вызывать слёзы на глазах – он превратился в день страха перед медалями и погонами. Из года в год страх немедленной расправы останавливал каждого мыслящего человека от попыток хоть что-нибудь «пересмотреть». И вот наконец «оправдание фашизма» криминализуют, как ранее «оправдание терроризма», вводят новый состав экстремистского преступления. Меняются цели государства-захватчика, и вслед за ними изменяется Уголовный кодекс. Очевидно, эти новации подготавливались заранее, так же как и заранее воспитывался в обществе рефлекс «мочения террористов/фашистов».
       О какой защите «наших соотечественников» может идти речь в государстве, где человеческая жизнь так дешево стоит? Слыша громкое «Крым», я вспоминаю трагическое созвучие «Крымск», вспоминаю других «крымчан», затопленных водой, запуганных властями и казаками. И как не вспомнить? Тот же говор, тот же климат, та же плодородная земля, виноград, сливы, Чёрное море под боком, только россияне там стоили дешевле! Нашему государству не дороги соотечественники, ему нужна только земля, просто где-то землю расчищают, затапливая город вместе с людьми, а где-то землю захватывают под видом спасения людей. Это борьба не за людей, а всего лишь за территорию.
       Вот что ещё не даёт покоя мне как жителю Бурятии. Как раз к новой «крымской войне» приурочили отказ от бурятского языка в наших школах. И что же? Кремль не вводит федеральные войска для защиты родного языка бурят и второго государственного языка республики, не вспоминает о праве нации на самоопределение! Зато у нас, как и по всей России, организуются правительственные митинги в поддержку интервенции. Эти митинги одобряют вооружённое подавление любых «младших братьев» и их национальных чувств. И эти митинги, одобряющие агрессивную войну, теперь носят циничное название – антифашистские.
       Пора принять свершившиеся роды. Я уж точно не фашист, но если тоталитарная власть назовёт меня этим словом, раскаиваться не стану. Я не защитник Евромайдана, не американская проститутка и не восторженный активист. Для меня давно уже настало время стать особняком от любых простых идеологий и от обслуживания чьих-то высших расчётов. Но сегодня для меня также настало время признать ту или иную сторону в войне. Я принимаю свершившуюся украинскую революцию, репрессии в отношении силовых структур и борьбу обновлённой страны за независимость со всеми сопутствующими перегибами. Никогда мои симпатии не будут ни на стороне униженных полицейских, ни на стороне торжествующих генералов.

Надежда НИЗОВКИНА (март 2014 г.).




О СТАТУСЕ ГРАЖДАНСКОГО АКТИВИСТА

       Я мало задумывалась об этом, пока не провела длительное время (декабрь 2011 г. – июль 2012 г.) в Москве. В Бурятии этого слова почти не знают. У нас говорят "общественный деятель" или более неформально – "общественник". Применительно к себе мне приходилось слышать именно эти обозначения, помимо уважительного "правозащитник" и враждебного "экстремист". Да и в литературе ранней путинской эпохи это слово не было распространено, будь то научный журнал или правозащитный бюллетень. Однако долгое нахождение в самом центре столичных событий открыло мне глаза на определённые лингвистические процессы, от которых я на тот момент уже успела отстать. Речь идёт о том, что за последние несколько лет понятие независимого оппозиционера исчезло и заменилось на понятие "гражданский активист", понятие вульгарное в научном смысле и вредное по последствиям, что и постараюсь доказать.
       Идеологию гражданского активизма, как систему ценностей "рядовых бойцов", создали не на пустом месте. Понятие "активист" недаром взято из того исторического периода, когда под этим словом понималась молодёжь, не достигшая партийного возраста, молодые пешки из числа комсомольцев. Уже к закату советского времени данное понятие приобрело иронический характер: активист – тот, кто выслуживается лояльной активностью и продвигается тем самым по карьерной лестнице, выполняя до поры до времени всю чёрную работу. И в наше нулевое десятилетие под активистами продолжали подразумевать активных лиц из числа официозных движений (политических, как "Молодая гвардия", или функционально-аппаратных, как активист студенческого профкома), активных – но не достигших статуса лидера или формального руководителя. В общем, так числились рабочие лошадки любой идеологической или псевдодемократической организации. В обозначенные эпохи они неизменно занимались обслуживающим, низкоквалифицированным общественно-полезным трудом: рисовали стенгазеты фломастерами, раздавали прохожим листовки, написанные кем-то вышестоящим, создавали публичную массовку, связанную с ношением определённой атрибутики на футболках. За термином "активист" устойчиво закрепился образ общественно-политической обслуги.
       Далее со словом "активист" начали происходить интересные явления. Во-первых, оно исподволь заменило собой привычное понятие "член" (лицо, состоящее в организации, без обозначения конкретного статуса в ней), а также понятие "участник движения" (незарегистрированного). Видимо, государственные политтехнологи, оказывавшие воздействие на протестную культуру через социологическую науку и прессу, решили, что слово "член" является слишком нейтральным и независимым, не имеет обслуживающего оттенка, а это непорядок! С этих пор любое (бес-)партийное лицо – "участника" движения или "члена" партии – стали называть активистом, даже если он фактически не был активным в своей организации, либо независимо выступал со своим особым мнением, либо, наконец, имел в своей организации фактическое положение лидера. Если, разумеется, речь не шла о тех лидерах-руководителях, чью вышестоящую роль требовалось как раз подчеркнуть, чтобы иметь в их лице лояльных, "договороспособных" переговорщиков с властью. А вот на каком, собственно, основании решились называть активистами лиц, не привязанных к подобным структурам, вообще ни в чём не состоящих? Это было уже делом техники. Поскольку грамматически существовавшую конструкцию "активист чего-либо" необходимо было восполнить при отсутствии этого чего-либо, её заменили на прилагательное "гражданский". Так начали называть уже не только активных в политике лиц, но и лиц, совершивших единичный поступок в независимом качестве (личный выход на площадь, однократное распространение листовки собственного авторства). Все эти люди, которые имели свой неповторимый жизненный опыт, биографию, которая привела их к личному вступлению на оппозиционный путь, которые имели профессию, часто дававшую им собственный материал для размышлений, все они были подведены под унизительную гребёнку чужих пешек, исполнителей воли руководства и коллективных структур, к которым они не имели отношения. При этом подспудно сложилось ещё одно ложное представление: гражданский активист – это профессиональный безработный, несоциализированный элемент, маргинал. Это значительно облегчило работу официозной прессе. Например, раньше при описании какого-либо радикального акта или уголовного дела политического толка пресса была обязана указывать: обвиняемый – студент, интеллигент, рабочий. Ведь надо же было как-то обозначать его статус, тут ничего не поделаешь! А теперь эту информацию можно и выгодно замалчивать, поскольку простое объяснение "обвиняемый – гражданский активист" всегда готово!
       Но как быть, например, с правозащитниками? Очевидно, что на практике проводится статусное разграничение между активистом и правозащитником (этаким опекуном, исповедником всех репрессированных активистов и крайне редко – защитником простого населения). Под правозащитниками необоснованно понимаются, как правило, только сотрудники зарегистрированных НКО, а также члены ОНК. О поэзия созвучий!
       Иными словами, термин "правозащитник" употребляется в том же иерархическом смысле, что и термин "лидер", то есть применительно к лояльным и официозным фигурам. А как же поступить с нелояльными персонами, защищающими права человека вне всяческих НКО, самостоятельно, на свой страх и риск? Выход найден: в последнее время всё чаще стало мелькать длинное выражение "активист правозащитного движения"... Вот если такого репрессируют, то к нему на помощь поспешит батька-правозащитник!
       Теперь немного о том, каким образом это затрагивает мою собственную деятельность. Начать с того, что первый же мой акт участия в московской "Стратегии-31" немедленно привёл к тому, что меня в прессе назвали активистом "Другой России". Такое название чуть не стало недоброй традицией, но вскоре от этого пришлось отказаться, когда выяслнилось, что участники нашей группы "крушителей автозаков" и "голодающих отказников" практически сплошь беспартийные. Ну что ж, тогда меня быстро перевели в число "гражданских" активистов, над которыми принято издеваться путём назначения им адвокатов. Но конфликт "активист – адвокат" заслуживает слишком детального углубления, и моя позиция об этом известна. Ограничусь одним пояснением: так как сегодня "гражданский активист" стало восприниматься как род маргинальной профессии, то другой профессии за подобными лицами автоматически не признаётся, так и было в моём случае. Таким путём меня, практикующего юриста, имеющего к тому же опыт самозащиты в собственном уголовном процессе, поставили в подчинённое положение не только перед насильно предложенными адвокатами, но и перед членами ОНК, не являющимися юристами. Торжествующее попирание процессуальной самостоятельности задержанных и подсудимых-оппозиционеров стало возможным в первую очередь именно благодаря распространению идеологии активизма. Проще говоря – идеологии рядовых исполнителей, которые не могут иметь собственной линии защиты.
       С точки зрения профессии я правозащитник, с точки зрения карательных органов – экстремист, с точки зрения классической социологии – радикал, по отношению к организациям, в которые я когда-либо вступала, коалициям, в создании которых участвовала – член, сопредседатель, учредитель. Но мои шаги давно не были продиктованы какими-либо партийными соображениями и, как правило, противоречили им (что выливалось, в частности, в публичные заявления лиц из федерального руководства "Солидарности" с крайним осуждением меня за позицию в отношении ОНК). Я рассматриваю свою деятельность как реализацию своих личных политических и культурных задач, а тем самым отвергаю намёк на подчинение иерархии "лидер – активист", навязанный нашей оппозиции не с добрыми намерениями. Более того, я намерена добиваться постепенного изменения этой неравноправной ситуации, развивать далее тему унизительного распространения термина "активист" на самостоятельных людей. Я выступаю против религии активизма, против опиума для массовки. И если меня смертельно заплюют и закопают в фекалии за это маленькое исследование вопроса, то прошу считать меня антиактивистом.

Надежда НИЗОВКИНА (январь 2014 г.).




БУРЯТИЯ: РВЁТСЯ, ГДЕ ТОНКО

       Итоги 2013 года стали роковыми для состояния прав человека в Бурятии. Причём это касается и политических прав, и социальных, так что скучать никому не приходится – ни тем, кто озабочен свободой слова и национальной автономией, ни тем, у кого нет крыши над головой.
       Скачок местных репрессий и реакционных нововведений пришёлся на осень-зиму. Сначала Октябрьский районный суд приговаривает к 200 часам обязательных работ форумного "тролля" Зуртана Халтарова – бурята, обвинённого в разжигании межнациональной вражды по 282-й статье. На независимом сайте burinfo.org он, в качестве обычного комментатора, спорил с русскими националистами и напоролся на ФСБ. Пришлось Халтарову смягчать свою уголовно-правовую участь смиренным отрицанием: "Я только троллил, а теперь государство троллит меня, представляя как главного бурнацика" (этим термином у нас обозначается любой бурятский патриот).
       Если государство троллит Халтарова, это ещё полбеды, но теперь все пользователи интернета трясутся: как бы им самим не пришлось подметать дворы на морозе по приговору суда! Во всяком случае, бурятская общественность восприняла данное дело как дамоклов меч, или метлу, против каждого из них. Одновременно с приговором над "троллем" школы начали вычищать из своих программ бурятский язык, а мэрия начала исторические (и малобюджетные) неблагоустроенные улицы сносить.
       Далее в ход пошла тяжёлая артиллерия: уже Госдума РФ инициирует запрет на врачевание шаманам и тибетологам. То есть под надзором "официальных" медиков и аккредитаций врачевать можно, а на привычных населению автономных началах – уже нет. А ведь "нетрадиционная" (интересно, для кого, это для бурят-то?) медицина не просто генетически ближе коренным жителям Бурятии, так же как в пище им ближе традиционное мясо и молоко. Зачастую тибетская и шаманистская медицинская помощь им просто социально ближе и доступнее коррумпированной и забюрократизированной западной медицины, неповоротливо распределённой по поликлиникам и очередям. Люди идут к шаманам, выражая тем самым доверие и подтверждая конкурентное преимущество такой помощи. Многие помнят сюжет "Знахаря": врач, волею судьбы лишённый аккредитации и громкого имени, под видом народного знахаря спасает жизнь девушке, но для этого ему приходится украсть хирургические инструменты у "официального" доктора, который спасать девушку отказался... Нет ничего пагубнее, чем лишать больных помощи в сугубо идеологических целях. Очевидно, это делается в первую очередь с целью ущемления национального уклада коренных народов, но данная контрреформа повлечёт широкие социальные последствия – бедность, незащищённость, болезнь, тем более что у нас и руссские часто предпочитают лечиться у шаманов.
       И в это же время уже цинично, безо всякого идеологического прикрытия, наносится удар по статусу студента, его праву на выживание. Поправки в федеральное образовательное законодательство ликвидировали 5-процентный максимум от стипендии при оплате проживания в общежитиях. А вот дальнейшее положение вещей зависит уже не от Госдумы, и наши вузы всех перегнали по собственной инициативе. Согласно данным мониторинга Общественной палаты РФ, сумма оплаты в студенческих общежитиях Улан-Удэ оказалась на первом месте по России! Она составила 4500 рублей против 3054 рублей в Москве. Эти цифры настолько несопоставимы, что даже нет смысла напоминать о том, что Бурятия является одним из беднейших дотационных регионов страны. Куда, собственно, теперь деваться студенту, если дешёвых неблагоустроенных домов больше в городе не будет, поскольку их гуманно снесут?
       В бытность свою студентом я невольно проводила собственное расследование ситуации со студенческими общежитиями. На примере Восточно-Сибирского государственного технологического университета (ныне университет технологии и управления) могу заявить, что при заселении в общежитие нарушается весь спектр прав человека, включая права несовершеннолетних первокурсников. Десять лет назад я впервые стояла в многосуточной очереди, которая начиналась на холодном заднем крыльце (заднем – чтобы не портить фасад ни о чём не подозревающим прохожим), продолжалась в духоте, продолжалась обмороками и удушьем, заканчивалась глубокой ночью, а на следующие сутки всё повторялось. В это время начальство пило бесконечный чай, а члены студсовета беспрепятственно заселялись вне очереди, помогая администрации мучить других. Всё это тянулось тогда, когда уже шла учебная неделя. Однако и во время проживания беды студентов не кончались: так, их не запускали через вахту, пока они не поставят подпись в пользу "Единой России"... Я продолжала мониторить ситуацию, та не менялась. До нынешнего момента я считала, что таким учреждениям не должно быть места на земле, но что теперь-то будет, когда и такого прибежища лишены ни в чём не повинные люди, поступившие учиться?
       Интернет и улица. Школа и вуз. Политические свободы и кусок хлеба. Сколько томов написано о различной сущности политических и социальных прав, сколько спорили о том, которые из них приоритетны, а жизненные факты доказывают одно: нет сытости в рабстве, нет свободы в голоде. Вот только там, где голода и угнетения чуть больше, чем в радиусе Садового кольца, там это видится яснее и правдивее. Во всяком случае, описанные изменения в жизни бурятского общества дополнительно иллюстрируют, насколько лживо Конституция РФ декларирует и демократический, и социальный характер нашего государства.

Надежда НИЗОВКИНА (январь 2014 г.).




КОНСТИТУЦИОННОЕ ОСЛЕПЛЕНИЕ

       Мы всем миром отметили юбилей Конституции – и граждане, и власти. Первые уповают на неё как на свою заступницу, вторые восхищаются своей хитростью. О губительной роли данного фетиша власти и оппозиции можно было бы сказать многое, но укажу лишь на главное.
       Вот мы и прожили 20 лет с первой демократической Конституцией в нашей истории. Два дня назад был ещё День прав человека. Но до сих пор вся наша оппозиция продолжает отождествлять права человека и действующую Конституцию, защищать Основной закон авторитарной страны, а не естественные права, присущие человеку от рождения. Каждые два месяца оппозиция выходит в защиту 31 статьи Конституции, после чего отказывается от показаний в полиции согласно 51 статьи Конституции. Так требуют сами полицейские, именно так они расценивают прямое действие сего документа. Очевидно, поэтическое созвучие обеих статей им выгодно. Они как бы не понимают – а оппозиционеры вслед за ними – что статья 51 Конституции гарантирует право каждого отказаться от показаний, но не обязывает при этом ссылаться на неё под давлением лиц, оформляющих протоколы.
       Почему бы не ходить на площадь в защиту КоАП с его 15 сутками или УИК с его рабским трудом?
       Требуя освобождения политзаключённых, оппозиция забывает о том, что сделало возможным наличие политзаключённых в стране. Пусть я вынуждена в чём-то повторяться, но разве это не благодаря Конституции судили по 282 стетье УК РФ? Нет, именно Конституция, обладая высшей юридической силой, запрещает злоупотребление свободой слова и разжигание социальной розни. Разве не по Конституции сидят всем известные героини борьбы против церкви? Нет, именно Конституция запрещает возбуждение религиозной вражды. Разве не по Конституции сидят болотные узники? Они выступили против конституционного строя. Конституция всего лишь осеняет своим величием нехороший Уголовный кодекс и прочие кодифицированные акты, которые никакому вменяемому оппозиционеру не придёт в голову защищать и поднимать на знамёна. А вот её – нужно, за неё ещё декабристов повесили!
       Я хорошо осознаю, что говорю как бывший организатор "Стратегии-31" в Бурятии, который три года назад расплачивался за оную стратегию в камере СИЗО. Но и тогда мне дорога была не Конституция, а возможность легко, под стандартным уведомлением, из месяца в месяц пробивать в мэрии разрешения на митинги по злободневным для республики вопросам. Я также не забываю, как сама же предпринимала все усилия для трансформации регулярного протеста на Триумфальной в нечто большее, и добивалась того, чтобы люди расправили крылья и оторвались от диктаторской Конституции, вспомнив о естественных правах человека. Но теперь, да ещё учитывая готовящееся привнесение в конституционные положения особой роли православия, я открыто заявляю свой отказ от поддержки "Стратегии-31" и в её лице самой Конституции РФ, считаю это вредным направлением протестных сил и недопустимой легитимацией существующего политического режима – то есть конституционного строя. Как лицо, имеющее право говорить о своём опыте в этой борьбе, я призываю каждого пересмотреть свой взгляд на методы защиты личных и коллективных прав, сознательно отказаться от каких-либо ссылок на Конституцию в любых обстоятельствах, будь то площадь, полиция или суд.
       К сказанному добавлю, что за весь период своей профессиональной деятельности в качестве судебного представителя населения, написав значительное количество исковых заявлений и произнеся не меньше речей в прениях, я не разу не позволила себе сослаться на нормы Конституции РФ, ограничиваясь только специализированной законодательной базой и подзаконными актами, только бы ни единым словом не поддержать её, роковую книжечку 1993 года.

Надежда НИЗОВКИНА (декабрь 2013 г.).




РЕПРЕССИРОВАННЫЕ УЛИЦЫ

       Накануне дня памяти политических репрессий бурятские власти напомнили нам, что у нас репрессируют не только людей. В средние века инквизиция судила животных, сталинский век занялся целыми народами, а сегодня репрессируют улицы, имеющие значение для народной памяти и общественного мнения. Речь идёт, к сожалению, не о переименовании улиц, а о гораздо худшем – об их уничтожении.
       По официальному заявлению мэрии Улан-Удэ, начинается процедура отъёма ветхого (то есть неблагоустроенного) жилья у собственников с заменой или выкупом. Те, кто не был у нас, под сносом ветхого жилья понимают отдельные бараки, угрожающие жизни падающими потолками, уродующие столицу республики. Но те, кто приезжал искупаться в Байкале и заснять себя у дацана, расскажут, что гораздо сильнее они были впечатлены малоэтажным деревянным центром Улан-Удэ, обычными жилыми улицами, сохранившимися с имперских времён, и большинство фотографий на их туристических дисках – это фотографии старых домов и современного населения. Наша историческая застройка – единый культурно-исторический комплекс на целые квадратные километры, а не редкие объекты, которые было бы легко отстоять, поставить под особый контроль. Эти обречённые дома берегут не реставраторы, а жильцы, не особенно задумываясь, они каждый день затапливают печки и выходят за порог в самое сердце города. Впору бегать по городу с видеоплёнкой, чтобы сохранить ему посмертную жизнь. Подчеркнём: актуальной и жилой части города, а не храму, допустим, или кремлю.
       Согласно перечню улиц, подлежащих сносу, гибель ждёт в том числе улицу Линховоина, на которой располагается памятник жертвам политических репрессий. Сюда, на место бывшего здания НКВД, каждый год приходят жители, чьи родственники погибли в годы борьбы с панмонголизмом. Но сюда они не только приходят – они здесь живут, пока. Вскоре здесь будет располагаться коммерческая недвижимость, подрядчик уже назначен.
       На старом месте, то есть на всей территории административно-культурного центра, предполагается возвести глянцевые офисы, правда, «в национальном стиле». Но жители будут перемещаться как раз на окраины, где для них построят многоэтажки безо всяких стилей. Живая жизнь центра уйдёт вслед за жителями, останутся только продавцы и клерки, покупатели и просители. Это напоминает ситуацию в Крымске, где якобы никуда не годные саманные домишки с огородиками, тоже в центре, объявили «зоной затопления» и переместили жильцов на самые кулички, соответственно, безо всяких огородиков. Там было искусственное наводнение – у нас поводом к чиновничьему озверению стало «естественное обветшание» жилого фонда. Неужели все старинно-прекрасные улицы обветшали за одну ночь, и спасти их невозможно?
       Перед началом сноса из земли уже выкапывают колонки для воды, из которых мог пить и освежать лицо каждый прохожий, не обладающий средствами на покупку минеральной. Улан-удэнская водоколонка была последним оплотом социальной демократии, уцелевшей в эпоху бедности и комфорта. Ну ничего! Кто крепко стоит на своих ногах (как правило, на ногах своих работников, на своих они даже не ходят), так вот, такие достойные горожане пойдут и купят себе минералку для горла, билет в музей – для души, и руки вымоют в платном туалете, а всякие аутсайдеры сами выбрали свою судьбу, пусть не встают на пути у прогресса!
       Заявление о тотальном сносе всего исторического центра города полностью сотрёт лицо столицы Бурятии. И какое лицо... В Иркутске такие дома отправляют в «исторический квартал». Там на них можно любоваться, но не жить. От запаха истории остаются только голые стены, изъятые с тех улиц, на которых что-то когда-то происходило. И всё-таки там их не уничтожают!
       У нас всё откровеннее. Так называемые архитектурные памятники уцелеют только потому, что на них выбито имя верхнеудинского купца или советского чиновника, однако те, кому с табличкой не повезло, будут уничтожены. Останутся только чугунные памятники. Буряты могут любоваться на новеньких всадников-кочевников, поставленных для успокоения национального самолюбия, коммунисты на старенького Ленина, чья голова напротив мэрии является крупнейшей в мире головой вождя революции, ну и либералам оставят пару меценатских особнячков, только с реальной памятью города будет покончено.
       Вряд ли тем, кто принял такое решение, нужно объяснять, чем отличается национальное искусство от ветхого жилого фонда. Они знают, что эти малоэтажные улицы являются единым историческим комплексом, неразрывным ареалом обитания людской памяти, что выхватить из этой зачистки отдельные домики и сохранить их – эффективное варварство. Нет никаких критериев того, чем отличаются исторически ценные дома и не ценные, поскольку все они относятся к одному архитектурному периоду на рубеже XIX и XX веков, каждый из них обладает особенностями орнамента окон, цвета деревянных или оштукатуренных стен, общей рельефной фактурой. Каждое высокое крыльцо для каких-нибудь четырёх квартирок облагораживают колонны, каждая трещинка стены помнит видных и забытых людей Бурятии. Но на языке судебных документов это будут оценивать совсем иначе – принижая и рыночную, и культурную цену, опуская на уровень трухлявых подпорок.
       Это всё духовность, а мы за эффективность, возразят рыночники, отрывая поверхностный взгляд от монитора. Но реальная жизнь часто остается для них непонятной. Как быть с такими хрупкими вещами как стабильность? К подобным переменам нужно сперва быть готовыми экономически.
       Бурятия – один из беднейших регионов России, приграничная республика, экономическое развитие которой (в том числе культурно-туристическое) нежелательно для федерального центра. В Бурятии низкое качество жизни компенсируется ее дешевизной. У нас можно существовать как птичка божия, снимая жилье. Комната в «трущобе» обходится в 3-4 тысячи рублей. Кстати, это где-то половина зарплаты дворника или библиотекаря – честного труда, между прочим. Поднапрягшись, студент или семейный приезжий может осилить целую такую квартиру, и это в центре, квартиру же в многоэтажке он не потянет – минимум 20 тысяч на окраине. Напомним, в домах без удобств, и даже без колонок, живут целые деревни, куда власти заманивают городских специалистов. А воду в деревнях привозит водовозная машина, два раза в неделю, если повезёт, и пьют её по четыре дня уже затхлую. Если это так невыносимо, то какую участь готовят людям в деревнях и что за герои туда должны ехать? Почему экономная жизнь в городе, с несколько большими удобствами, вдруг сочтена неприемлемой?
       Для многих даже постоянных горожан собственная квартира недостижима, они её не унаследовали от предков, и их собственным подрастающим предкам тоже на это надеяться рано. Они могут жить человеческой жизнью, снижая собственные запросы к ее «качеству». Но лишенные того, что имеют, они отправятся на вокзал – ночевать за 10 рублей в сутки. Для разнообразия – в дежурной части. Там они вспомнят холодные сортиры в собственном дворе! И пойдут оправляться в чужие! Не-собственники – это, конечно, не люди, но и остальным от этого не станет спокойнее. Говорят, центр у нас давно превратился в деревянное гетто, где бесправные люди живут и мучаются. Но только часть этих бесправных будет «осчастливлена» сомнительным переселением – это собственники жилья (кстати, стоимость городской маршрутки, по странному совпадению, только что возросла до 17 рублей, а переселят-то людей далековато). Но арендаторы, видимо, должны будут основать уже новое гетто: в канализации. Ну и что? В средневековых столицах «дно» занимало пятую часть населения, и жили же как-то! Версали строили даже. На века… И только социальную историю города, какой нет ни у кого, так не терпится снести нашей правящей элите. Очевидно, это убьёт сразу нескольких зайцев: сотрёт историю, ударит по бурятской самобытности, высвободит земли и неконтролируемые деньги для заказчика и подрядчика. Но социальный взрыв, укрепление преступности, бунт отверженных они вряд ли заказывали.
       И, наконец, кто будет строить новые дома, в какие сроки, в каких условиях труда? Очевидно, строить будут бесправные китайцы. Такими волюнтаристскими темпами их немало погибнет под плитами. А затем гибель будет грозить уже тем счастливым новосёлам, ради которых всё это затевалось.
       В эти же дни, опять-таки по странному совпадению, стало известно об отмене уроков бурятского (второго государственного) языка в ряде школ Улан-Удэ. Архитектура – это второй язык этноса, это книга неграмотных. Репрессии в отношении народа, не признанного репрессированным, продолжаются.
       Сегодня ещё не поздно. Не соглашайтесь на дешёвый подкуп, ведь эта территория принадлежит не только вам, но и всей республике, это не просто неблагоустроенные квартиры, а культура целого народа. Надо требовать реставрации ваших и наших с вами домов со всем должным уважением к их возрасту. Собирайте среди ваших соседей подписи, их можно будет обратить в коллективные исковые заявления, отвергайте предложенную мэрией выкупную цену, не подписывайте акты, не покидайте своих стен. Я не отношу себя к градозащитному движению, но в этой работе готова помочь населению, и что-то мне властно говорит, что это самая серьёзная страница нынешнего времени. Не продавайте и не прощайте!
       Я обращаюсь теперь не к улан-удэнцам: а в вашем городе есть места, которые на каждом шагу повторяют: живи и помни! Есть? Так пусть они будут, а не были, пока вы сами живы.

Надежда НИЗОВКИНА (сентябрь 2013 г.).




ШКОЛА БЕСПРАВИЯ

       Есть один день в году, когда считается хорошим тоном бояться за детей и провожать их как на войну. То есть провожать своё дитя, а бояться за всех, за всю детскую популяцию россиян. Этот день, разумеется, 1 сентября. Тут можно было бы о многом вспомнить, и 99 процентов авторов именно так и сделают, поскольку однажды тема детей намертво заслонила собой тему Чечни. С тех пор озабоченность детским вопросом только нарастала и сегодня просто затмевает общественное сознание. Гуманные к детям законодатели внедряют ювенальню юстицию; гуманные к родителям оппозиционеры твердят о расправе над собой путём отъёма детей. Государство разжигает антиамериканизм, запрещая вывоз детей; оппозиция утверждает, что вне Америки наши дети вымрут как вид. Государство, спасая детей от самого себя, расформировывает детские дома, стремясь рассовать сирот хоть каким-нибудь частным опекунам, как того требует идеология крепкой семьи за высоким забором. Платная компьютерная система "родительский контроль" защищает детей от опасных сайтов, то же самое официально делает школа. Самым интересным проектом нового тысячелетия стала кастрация педофилов. Дети уже не наше будущее – это наша фобия, не цветы жизни, а её кровавые мальчики.
       На рассмотрении Краевого суда Забайкальского края находится гражданское дело с участием прокурора по факту падения футбольных ворот на 12-летнего ученика гимназии, прекрасно подготовленного маленького спортсмена. Цитата из искового заявления: "19 сентября 2012 года Уланбек уулу Сыймык, находясь на занятиях в МОУ Гимназия № 1 г. Петровск-Забайкальского, на перемене получил тяжелую травму головы вследствие падения на него незакрепленных футбольных ворот... Уланбек уулу Сыймык ослеп на один глаз, нуждается в дорогостоящей операции, стал инвалидом детства, вынужден был перевестись в спецшколу-интернат для слабовидящих детей, прервав тем самым обучение в более престижном учебном заведении".
       Собственное имя мальчика – Сыймык, а Уланбек – это имя его отца, по киргизским законам. Родители Сыймыка торгуют на рынке, но школу для сына выбрали действительно престижную. Впрочем, выбери они любую рабоче-крестьянскую школу, результат мог быть тем же: местные власти не уделяют никакого внимания контролю за безопасностью спортинвентаря по всему городу, а школы не справляются в отсутствие чётких инструкций – как и какие из поставляемых ворот они обязаны закреплять, а какие могут считаться "переносными".
       Вот такие переносные ворота и упали на пятиклассника Сыймыка, по версии ответчиков – по его собственной недисциплинированности и детской неосмотрительности. Якобы не должен он был качаться на этих воротах, они должны применяться лишь по назначению, а назначение их – забивать в них мяч. Но насколько дети, да и педагоги не физкультурного профиля, осознают разницу между стационарными, надёжными воротами – и переносными, не врытыми в землю? Насколько им понятно, что не раскачиваться на воротах это не просто дисциплинарное требование, а необходимое для жизни ограничение?
       Как можно поручиться за подготовленность к жизни ученика, если вот эти предметы для головы, а физкультура... чтобы голову не ломать. Учитель сам подчинён дисциплине, то есть отвык мыслить свободно, и если контролирующие органы не дали ему исчерпывающих указаний относительно правил установки ворот, то он не считает себя обязанным проявить инициативу – проверить ворота и сообщить детям нелицеприятные выводы. И это притом, что безопасности в наших школах отводится идеологически значимое место, но безопасность понимается главным образом в смысле "государственная". В холле каждой школы висят алые плакаты с кричащей надписью <ОСТОРОЖНО, ТЕРРОРИЗМ!> Но для забайкальского школьника и даже гимназиста гораздо выше угроза погибнуть под упавшими воротами, чем под осколком бомбы. Эти бомбы стоят повсюду, на каждой спортплощадке, и, к сожалению, они не прячутся в земле или на теле террориста, они просто поставлены на песок, а дети поставлены перед фактом: выживи, если тебе повезёт, умри, если ты немножко был непослушен и покачался на воротах. Футбольные ворота – это те нестрашные бомбы, замаскированные под предмет игры, которых не принято опасаться в День знаний, но они срабатывали и продолжают срабатывать. Потому что знаний нет.
       В течение лета ход процесса, в котором я выступала представителем истца, освещался мной в местной газете "Всему наперекор". 25 июня 2013 г. было вынесено решение суда первой инстанции. После того было возбуждено уголовное дело в отношении директора гимназии Галины Леоновой – дело, в возбуждении которого следственный комитет отказывал целый год. Но добивались мы совсем не этого... Мать пострадавшего школьника, киргизка Назира Абытова, могла бы потащить в суд директора, и там бы дело разрешилось с лёгкостью, с которой у нас отказывают простому человеку – истцу или, наоборот, обвиняют простого человека – ответчика. Вопреки типичным ожиданиям, вышло по-другому. Абытова действительно много раз требовала возбуждения уголовного дела против Леоновой, и её требование каждый раз пресекалось при помощи круговой поруки. Следователь Казанцева шесть раз отказывала в возбуждении уголовного дела, а начальник следственного отдела Федотов каждый раз отменял её постановление, но ход делу таким образом не давался. За это время Абытова так много пообщалась с органами правоохранительной системы, так насмотрелась на отказы и административный обман, что ко времени подачи иска решилась на "политизацию" процесса. С этого момента она не колебалась: не Леонова является виновником того, что Сыймык стал полузрячим инвалидом, а высшие должностные лица города и края.
       В качестве ответчиков нами были заявлены Министерство образования и науки Забкрая, администрация г. Петровск-Забайкальский и Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства. Из них первому ответчику позволено то же, что и Юпитеру, иначе говоря, Министерство своего представителя не прислало и на четырёх судебных заседаниях не парилось. Однако обоим другим властным органом пришлось направить своих юристов для личного участия в деле. С нашей стороны ни о каком преследовании директора Леоновой не было и речи. Каково же было наше умиление, когда на первом же заседании мы увидели печальную Леонову рядом с гордыми представителями власти. Оказывается, суд по собственной инициативе привлек гимназию № 1 в качестве соответчика. Нами было немедленно заявлено возражение против расширения состава ответчиков, поскольку мы расценили его как выведение из-под неизбежной ответственности неприкосновенных органов. Суд протест не принял, поскольку это не входит в обязанность суда, но начальник юридического отдела администрации города Нина Костина заострила на нём внимание. Выдержав её вопрос, Абытова подтвердила, что не возлагает вины на гимназию и её директора. Костина задала другой вопрос: не считает ли она, что случившееся стало результатом непослушного и халатного поведения Сыймыка?
       Однако нам есть что возразить представителю администрации. Во-первых, личность Сыймыка не даёт оснований предполагать в нём неосмотрительное или асоциальное поведение. Напротив, он занимал призовые места в спортивных соревнованиях, что было бы невозможно при недисциплинированном характере. Во-вторых, спортивные достижения подобного уровня исключают возможность того, что ребёнок не умел обращаться со спортивными сооружениями, не знал элементарных правил безопасности.
       Занятия спортом предполагают определённые познания в сфере спортивной безопасности, по крайней мере, знание того, что небрежно держаться за ворота и падать с высоты вниз головой опасно. Ученик обоснованно был уверен в своих физических возможностях, и чрезвычайная ситуация не произошла бы, если бы безопасность ворот соответствовала его ожиданиям. Если даже Сыймык раскачивался на воротах, то он осознавал, что его физическая подготовка не позволит ему упасть вниз головой. Предвидеть же практику неправильной установки ворот он не мог, а значит, не мог предвидеть, что ворота сами упадут на него вне зависимости от его умения сохранять равновесие. Он готов был отвечать за себя и свои силы, но не за безопасность всего спортивного инвентаря. Иными словами, он основывался на имеющейся у него информации об обращении с нормальным оборудованием, а учесть другую информацию он не мог, поскольку её-то от детей скрывали.
       К сожалению, принцип равенства в нашем обществе не действует. Но в таком случае должен действовать принцип воздаяния по возможностям, по полномочиям. Кому много дано, с того много спросится. Конечно, пятиклассник и умничка-спортсмен Сыймык тоже расплатился за эту свою уверенность в собственных силах. Но цена эта несправедлива, в отличии от властных органов, которые не поплатились и рублем из соответствующих бюджетов. Сыймык же поплатился зрением, был на волосок от смерти, когда на него обрушилась железная конструкция, предназначенная для укрепления здоровья детей.
       Укреплял здоровье не так, как дозволено? Но очевидцы свидетельствуют, что на воротах качались очень многие ученики, а значит, таким <недисциплинированным> мог и сегодня может стать каждый из тех, кто имеет минимум силы и энергии повиснуть на турнике. Будем откровенны: проще врыть ворота в землю, чем оттаскивать от них каждого школьника, не объясняя за что. Нет смысла в дисциплинарных запретах там, где необходимы принципиальные решения для всей массы школ, гимназий и стадионов, выносимые ответственными должностными лицами. Если таковых не последовало ни до, ни после ЧС, то спроситься должно с них – с должностных, со всесильных.
       Эта гимназия всё-таки относится к числу престижных, ее ученики носят строгую форму, изучают с первого класса информатику и иностранные языки. В районах школы стоят на более низкой ступени развития. И если следовать логике сегодняшнего суда, то все тюрьмы должны быть заполнены директорами школ, а больницы и кладбища - непослушными детьми. Теми, которые были слишком здоровыми, чтобы выполнять непонятные им требования учителей: "Не бегать! Не висеть!" Непонятные, поскольку – немотивированные, запреты без объяснения причин, наряду с общим количеством дисциплинарных запретов они просто не усваиваются. И все это только потому, что директора отучены от личной инициативы, а министры и главы городов не выполняют собственные обязанности – доводить до сведения, проверять, расследовать. Да и зачем придавать резонанс частному делу о неосторожном причинении вреда здоровью, которому в "аполитичном" гражданском производстве отвелось бы полчаса? Где здесь почва для расследования? Дети качаются – ворота летят!
       Представителем администрации задавался вопрос: какими именно действиями администрации причинён вред Сыймыку? Если говорить только об активных действиях, то за произошедшее не должен отвечать никто, ни вышестоящие чиновники, ни гимназия, поскольку никто из учителей также не совершал конкретных действий, не толкал ворота, не сбрасывал Сыймыка вниз головой. Но речь идет о бездействии органов, обязанных совершать юридически значимые действия и принимать качественные решения на руководящем уровне для всех образовательных учреждений города.
       Вот гимназия со своей стороны приняла меры. От чистого сердца. С каждого сердца, то есть учителя, собрали в добровольно-принудительном порядке понемногу денег и полученную сумму предложили матери Сыймыка. Абытова отказалась и сегодня стоит на той позиции, что невинные педагоги не должны от неё откупаться. За случившееся должна ответить казна – хотя казна и не била детей воротами по голове. Какое же решение вынесено судом первой инстанции? Требования матери "удовлетворены частично": с гимназии № 1 взыскано 350 тысяч рублей морального вреда и 28 тысяч материального вреда, то есть затрат на лечение. С органов власти же не взыскано ни рубля, поскольку суд не признал их причинителями вреда. Таким образом, Министерство образования края и Комитет по образованию города не ответственны за травму, полученную в стенах образовательного учреждения, и администрация города не отвечает за случившееся в гимназии, учредителем которой является. Если сопоставить бюджеты этих трёх "ненадлежащих ответчиков" с бюджетом гимназии, нетрудно догадаться, кто был бы способен на более достойную компенсацию...
       А уже 5 июля 2013 г. в официальном городском вестнике "Петровская новь" была опубликована заметка за подписью помощника прокурора Екатерины Фалилеевой. Заголовок "Уставы школ должны соответствовать законодательству" как будто обещал подвижки в обеспечении безопасности учеников. Далее по тексту становится ясно, о какой безопасности идёт речь. Как выяснилось, <всеми уставами не установлен запрет на доступ к работе в образовательном учреждении лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности... Как отмечается в материале, отсутствие в уставах школ такого запрета <подвергает риску обучающихся в них детей".
       В моей статье "Ворота в ясность", приобщённой к материалам дела, речь шла как раз о том, что в наших школах следят только за безопасностью государства и мифическим терроризмом, но не за простой физической безопасностью учеников. Этот посыл власти поняли и – решили ещё больше усилить бдительность в сфере терроризма и добраться вообще до всякого экстремизма. Напомним, "терроризм" – это физическое устранение преступной власти, а "экстремизм" – все мирные способы противодействия безнаказанной власти. Статья в газете – тоже экстремизм. Итак, прокурор Фалилеева озаботилась тем, как бы школьники не подвеглись риску обучения у таких экстремистов, пусть лучше под воротами погибнут, но лишнего не услышат. Воистину – внесли ясность!
       Конечно, в действиях прокуратуры и их рупора – "Петровской нови" нет ничего несвойственного их природе. Конечно, заход с тыла и злостная подмена проблем – их естественные методы выживания. Но там где сотня благонадёжных учителей пройдёт мимо шатающихся ворот, там один честный экстремист способен предупредить детей об опасности, по-взрослому научить их ответственности за свою судьбу и предотвратить трагедию. И если не будет таких учителей, по милости органов, то учить и просвещать останется только нам – и ждать, пока дети подрастут и начнут понимать взрослые газеты. Иначе они навеки останутся детьми – кто во взрослой жизни, а кто и под могильной плитой.
       Волевые действия должностного лица зачастую направлены на то, чтобы ученик вообще не был способен ни на какие волевые действия. Сначала детей ограничили в доступе к информации. Потом в ряде регионов установили комендантский час для всех великовозрастных "детей" вплоть до студентов и работающей молодёжи, а до произвола со стороны родителей нам по-прежнему нет дела. Любое новшество технического прогресса немедленно делается для детей недоступным или обращается в средство для тотального надзора за ними. После этого рабства им внезапно исполняется 18 лет, и они становятся электоратом, от которого требуется сознательное поведение, а также воспроизводство тех, кем они были ровно вчера, то есть новых детей. От них потребуется учить своих детей выживанию и самостоятельности, но как учить тому, чему не научился сам? Как передать знания, которых тебя намеренно лишали весь твой 18-летний срок? На бытовом уровне детей приучают к отсутствию у них доступа к информации, касающейся их здоровья и жизни. Можно возразить, что утаивать от пятиклассников сведения о футбольных воротах никому не может быть выгодно, что скрывать тут вообще нечего и не от кого. Вроде как здесь нет информации, представляющей чей-то интерес. Однако учителя неизбежно отдают себе отчёт в том, что в поставляемом оборудовании и в его установке возможны недочёты. Начав объяснять ученикам, в чём состоит риск от раскачивания на воротах, они тем самым распорстранили бы на детскую аудиторию своё сомнение в добросовестности вышестоящих лиц и в дисциплинарных порядках как таковых. Расшатали бы что-нибудь в умах, какую-то стабильность, или возбудили бы тягу к правдивым сведениям. Наконец, приучили бы с детства к тому, что запреты должны быть мотивированы. А это, в сущности, экстремизм. Но из подобных наблюдений становится понятным, насколько лицемерен в нашем обществе интерес к безопасности детей и кастрации педофилов.

Надежда НИЗОВКИНА (сентябрь 2013 г.).




О "ПОБОЧНОЙ ЛИНИИ" БОЛОТНОГО ДЕЛА, КОТОРАЯ КАСАЕТСЯ ЛИЦ, 6 МАЯ БЫВШИХ НА ДРУГОЙ ПЛОЩАДИ

       С началом августа каждый из тех, кто указан в списке "источника, близкого к СКР", обязан успеть выразить свою позицию по готовящемуся обвинению. Напомним, это связано с "побочной линией" болотного дела и касается лиц, которые 6 мая были на другой площади. 16 июля я увидела свою фамилию в "арестном списке" по манежному делу. Такая варфоломеевская ночь, которую не только объявили заранее, но и растянули её на целый месяц август. Странное благородство у этих августейших следователей, не правда ли?
       Как бы то ни было, наступил август, и счёт пошёл на часы: будет ли выполнена угроза пересажать нас по новоявленному процессу? Потому что это, безусловно, их умышленная угроза, а не слив. Такой слив является должностным преступлением, и никто из работников Следственного комитета не допустил бы такого. Ни из сочувствия, ни по ошибке. Нет, по приказу свыше пригрозили и ждут, кто что пожелает сказать за себя с петлёй на шее. Перед последним словом - услышать первое слово, выведать настроения обречённых, чтобы дальше уже не позволить им говорить.
       Так что тут можно сказать, кого и о чём предупредить? Во-первых, для участия в следственных действиях меня и Татьяну Стецуру придётся этапировать из Бурятии, фактически – экстрадировать, поскольку Бурятию мы рассматриваем как отдельное приграничное государство, насильно лишённое автономии. Так просто это сделать не удастся, поскольку мы приложим все усилия, чтобы избежать выдачи Москве. Кроме того, наш родной бурятский суд вроде бы объявил нас обеих в розыск по давней 282-й статье, о чём нам сообщили на блокпосте из Крымска. Так как они делить-то нас будут – федеральный центр и его далёкая республика?
       Во-вторых, представим, что этапирование состоялось. Естественно, ни о какой подписке о невыезде не может быть и речи, поскольку мы её не дадим, о домошнем аресте тоже, поскольку у нас нет в Москве домов. Остаётся заключение под стражу, и на этот счёт хочу высказать некоторые предварительные выводы.
       Да, начались массовые репрессии, а раз так, придётся посидеть. Это не в нашей власти, и стыдно возражать против общей судьбы. Но если репрессии массовые, это не повод превращаться в щепочек на лесоповале, без личной позиции, без истории, без судьбы. Всё-таки это манежное дело нарисовалось всего через десять дней после того, как я обнародовала последние крымские материалы в статье "Осада судов, или Право чрезвычайных ситуаций". А до того молчала, и вот теперь ко мне мог появиться личный счёт. Каждый из названных фигурантов наверняка имеет что сказать о своих личных счётах с государством. Но есть общий для всех манежный каток, и никто не будет услышан в отдельности. Скажем прямо: массовые репрессии именно для того и делаются, чтобы судьба каждого отдельного человека не была заметна, чтобы ввести в практику безымянность и бесправие подсудимых. Более того, массовые репрессии, в нынешнем классическом виде, протяжены во времени, и относительно каждого решение принимается отдельно: забрать ли его сегодня или еще годик подождать? В человеке оценивается всё: когда он более опасен, когда он менее готов. Только вместо троек они изобрели защитников.
       Ладно, забудем про счёт за Крымск! Но мне есть что добавить об истинных причинах нашего преследования. Находясь в Москве в период революционной ситуации, мы требовали прав задержанных на любые меры как самозащиты, так и самообвинения, добивались содержания в камере, а не в парадных залах с портретами президентов. Мы выступали против принудительного вмешательства адвокатов и членов Общественной наблюдательной комиссии в личную позицию задержанного, против восприятия его как пассивного и бесправного объекта для защиты. Мы отстаивали процессуальную автономию личности, но меж тем внедряли в жизнь и соответствующую коллективную тактику. Мы ломали заезженную схему обработки профессиональных активистов – добровольные показания, опека со стороны ОНК, перепоручение адвокатам всего себя, кроме жалкого последнего слова. И могу сказать, что в Москве я только однажды почувствовала себя достойно и независимо – в психбольнице, на пороге которой "закончились полномочия" этих душеприказчиков. Независимость заканчивается там, где начинается свобода... или "вытаскивание" на неё.
       Предупреждая вероятные действия всех тех, кто привык использовать обвиняемых как подзащитных кроликов, заявляю, что, вне зависимости от добросовестности и репутации тех, кому будет передоверена моя нравственная свобода, я отказываюсь от любой защиты со стороны уполномоченных лиц, а в случае принудительного назначения мне защитника отказываюсь от участия в следственных действиях до его отстранения. Сама будучи юристом в области споров с органами власти, я обещаю бороться с процессуальным насилием и отстаивать свою процессуальную независимость. Даже УПК декларирует право на личную защиту (ч. 1 ст. 16), но хотелось бы вписать в него и новую норму: каждый сам вправе решать, чем ему заниматься в застенках: личной защитой или личным самообвинением, а может быть, молчанием. Кстати, статья 51 Конституции и сама эта циничная книжица здесь абсолютно не при чём. Я признаю только одну конституцию – строение тела и разума человека.
       И мне остаётся пожелать своим будущим подельникам не выживания и освобождения, не мужества и терпения, а самостоятельности в выборе собственного пути, в каждом своём слове и поступке, заявлении, подписи. Хотелось бы, чтобы каждый, кто знает за собой истинные мотивы своего преследования, заявил о них в суде и напомнил о своей личной борьбе. Мы – не стадо в клетке и не щепки под пилой! Ведь не за Манежку же будут судить на самом-то деле, и каждый должен продолжить своё дело, нелепо прерванное давней прогулкой по ограждению.

Надежда НИЗОВКИНА (август 2013 г.).




КРЫМСК: НЕГРАМОТНОСТЬ И НАРОДНАЯ ПРАВДА

       Прошёл год со страшной ночи с 6 на 7 июля 2012 г., когда в Крымске произошло наводнение высотой до 7 метров, позднее повторившееся в Туапсинском районе: поселки Новомихайловское, Пляхо, Лермонтово, Джубга. Оставшись там независимым юристом, проведя на этих югах все затяжное и страшное лето, отсутствующую осень, встретив мрачный новый год, выехав только 12 марта фактически под конвоем, вернувшись на родину, я наконец могу обнародовать некоторые выводы из вывезенных оттуда тетрадей.
       12 марта 2013 г., на вокзале станции Крымской, я и Татьяна Стецура были остановлены полицией неустановленного подразделения: их начальник в штатском одновременно называл себя представителем и угрозыска, и службы по предупреждению правонарушений на транспорте. В местном линейном отделе они пытались допрашивать нас о работе в Крымске и сообщили, что мы объявлены в розыск, не показав постановления об этом. Чтобы иметь возможность выехать из Крымска, мы были вынуждены пойти на серьёзную уступку своим принципам – подписать обязательство о явке по первому требованию в полицию. В дальнейшем лица в форме каждую ночь заходили в поезд, будя пассажиров, и требовали все тех же показаний и явок. Но Бурятия – наша родина, а Россия – эмиграция. Добраться до Бурятии, вернуться на свою землю, благополучно довезя собранные крымские материалы, было нашей приоритетной задачей. Официально заявляю, что после тех ночных допросов они больше не дождутся подобных уступок и добровольной явки куда-либо – любая их власть кончилась, как только мы ступили на родной снег.
       Телевизионный след вьётся за нашими рельсами и не даёт забыть те печальные места. Стоило нам прибыть на совсем другой суд в Забайкалье, а потом включить телевизор, как дверь Крымского суда вновь оказалась перед нашими глазами. Ее показали по ящику! Наконец-то (в марте) судят руководителей города! Мы пришли к заключению, что нашего отъезда просто дождались. Впрочем, с волнением местного населения они все-таки не сладили и перенесли дело бывшего мэра Крутько в Краснодар. Сегодня, опять-таки включив телевизор, я увидела в федеральном репортаже из «цветущего Крымска» нашу бывшую клиентку – Галину Коваленко. Сидя с ребёнком-инвалидом на руках перед телекамерой, она рассказывала о прекрасных условиях в своей новой квартире и благодарила власти. А ведь именно к ней нас везли на суд, когда наша машина попала в лобовое столкновение, и ей пришлось выехать к нам навстречу на своей. Судья же в нашем присутствии провёл процесс Коваленко одной надменной фразой: «Да, людям надо помогать, можете идти!» Помнит ли обласканная подданная тот перекрёсток, на котором мы могли погибнуть?
       Тех, кого мы защищали на этой земле, можно было бы назвать репрессированным народом, но на ней живет столько народов, что это просто репрессированная земля. Не раз и не два. Власти открывают шлюзы в Крымске, но они и увеличивают естественные последствия ливней в Туапсинском районе, создают техногенные наводнения под шумок настоящих ливней. Все это совершается в одинаковое ночное время, как нападение без объявления войны. Но подлинные унижения народа всегда начинаются позже, когда люди начинают осознавать себя уже не на потопе, а на судебной войне.
       Мне уже приходилось писать о том, как проходили заседания в Крымском районном суде и чего стоило просто зарегистрировать иск, просто прорваться в двери. Народ стоял смирно, зато приставы бесчинствовали. На готовых бланках для исковых заявлений, предлагаемых населению бесплатно, были два варианта обмана: 1) графа «судебное заседание прошу провести в мое отсутствие» и 2) графа «судебное заседание прошу провести в отсутствие нашего представителя». Обе эти графы были напечатаны заранее и являлись безальтернативными! То есть чтобы в суд уже точно никто не попал. Заодно в качестве "желаемых" представителей людям предлагали подписать доверенности на представителей администрации города! Все эти бланки и представители преподносятся населению как бесплатная помощь и благодеяние, и люди экономят копеечку на своём дальнейшем разорении.
       Краснодар стал сосредоточением всех истцов из Крымского и Туапсинского судов. Крымский и Туапсинский район – это по сути разные государства. В Крымске подсолнуховые поля, а в Туапсе – кавказские горы, шакалы, змеи и другие радости. В Крымске живут казаки и частично украинцы, в Туапсе – армяне. Расстояние между Крымском и Туапсе около 250 км, электрички нет (зачем оно богатым туристам и владельцам гостиниц?), по серпантинной дороге часов пять. В одном суде уже суды, в другом – зеркальная картинка из прошлого: битва за прием заявлений и только ожидание суда. В Крымске уже газончики, а в туапсинских сёлах еще качают муляку. Но все дороги рано или поздно приводят в Краснодар, который находится столь же далеко от обоих очагов наводнения. Если видишь в краевом суде большую группу людей, говорящих по-армянски, значит, это потопленцы из Туапсинского района. Если русские – значит, крымчане. Народ приезжал на суды целыми семьями. И это немудрено: большинство исков сводилось к тому, что одна половина семьи получила компенсацию, а вторая половина не получила, а семьи большие. При этом в актах обследования, составленных ДО принятия решения о распределении компенсаций, заведомо ставились значки «+» и «–» напротив фамилий. Соответственно, именно те члены семьи, напротив которых стоял минус, затем и не получали компенсаций по решению администрации.
       Но это еще полбеды. Администрация начала направлять встречные иски о возврате «незаконно выплаченных компенсаций». Вчерашние истцы, проявившие активность, превратились в ответчиков, как это было, например, в деле семьи Абидонян. В Крымске другие проблемы и другие нации. Семья ассирийцев Петросовых являлась частично семьёй неграждан, то есть среди супругов один гражданин РФ, другой нет, но находится в процессе получения гражданства. И у них, соответственно, дети. На папке с их делом судья ничтоже сумняшеся поставил: «Армяне. Иностранцы». И дело с концом – но тут это дело стало развиваться с нашим участием. Постоянные жители края не должны подвергаться национальной дискриминации, особенно с процессуальными нарушениями. Но есть региональная нормативная база, она не на стороне таких «неграждан», поэтому биться здесь приходится в лобовую – не за закон, а за совесть, универсальные права человека и т.п. Другая семья – Бортник, то есть коренные кубанцы. Они решились на неслыханную дерзость: добиваться разрешения на постройку нового дома на старом месте с компенсацией расходов на строительство. На это не осмеливался никто. Проблемы других пострадавших были опять-таки в рамках нормативной базы: не дали квартиру взамен хорошего дома с землей, дают двум совладельцам двухквартирного дома, не родственникам, одну квартиру на двоих, ничего не дают, кроме капремонта аварийного дома, не дают даже капремонта. То есть проблемы, которые при должном прокурорском контроле должны были разрешаться безо всякой помощи независимых правозащитников, поскольку в этих массовых делах не нужно спорить с законом. А здесь другое дело: мать с сыном решили, что отнимать у них исконное право проживания в центре города с огородом несправедливо, что за полсезона построенная квартира – неравнозначная замена утраченному крупному подсобному хозяйству… но их требования, как говорится, незаконны, как и у неграждан Петросовых. Крымская администрация же имеет свои аргументы: затонувший дом находился в зоне затопления, а в ней строить запрещено до особого распоряжения. Опасно для проживания. Но в таком случае почему соседним домам в аварийном состоянии выплачены компенсации за «капремонт» в этой же самой зоне затопления, и кто поручится за их жизни? Дело движется к Европейскому суду. До тех пор с той самой ночи наводнения Бортники живут в уцелевшей подсобке и сносить остатки дома не позволяют до завершения процесса, опасаясь отъёма земли. По неофициальной информации, с осени прошлого года ожидаются рейдерские захваты лакомых участков на этой самой зоне затопления.
       Тем временем мы продолжали свое расследование обстоятельств обоих наводнений. К ранее сообщенному могу прибавить следующие сведения от жителей по поводу Туапсинского района. Во-первых, точное неофициальное число погибших в Новомихайловском – 795 человек, а никак не четверо. Только у моря затонуло три переполненных автобуса. Отдыхающие выскакивали из отелей и забивались в автобусы, чтобы спастись, но автобусы уплыли в море. Очевидцы помнят машину МЧС (!), которая останавливалась и спрашивала: как тут проехать к морю? – они даже дорогу не знали! Тогда как по официальной (!) версии, туапсинский штаб по предупреждению наводнения был создан еще в 16:30, а наводнение началось в час ночи! Кроме того, на следующий день после наводнения в лагере «Орленок» заболело 700 эвакуированных детей. Детям, кстати, данное мероприятие назвали не эвакуацией, а экскурсией...
       Удалось установить название полностью затонувшей деревни в 10 км от Новомихайловского, это деревня Подхребтовая, в ней было около 30 дворов. Лет сто назад она была районным центром, но в наши дни до нее было сложно добираться – дорога одна, зимой не было пути. Её смыло полностью, но её не было на карте, поэтому жители, очевидно, пополнили копилку смерти в полном составе.
       Активным жителям не позволяют чистить русло реки, извлекать оттуда сухое дерево или мусор, аргумент властей таков: если почистить реку, могут упасть столбы. То есть столбы придерживаются... исключительно мусором!
       И, наконец, главное. Причиной наводнения в Туапсинском районе стала сочинская Олимпиада, да и ожидалось туапсинское наводнение именно в Сочи, а его не затронуло. Окрестности Сочи посыпают веществом (возможно, цементной пылью, производимой в Новороссийске), которое защищает город № 1 от любых незначительных дождичков но зато все тучи сгоняются в соседние районы, каковым является как раз Туапсе. Так будет до 2014 г. – тонуть им не перетонуть. 28 сентября 2012 г. в Туапсинском районе ожидалось новое наводнение. Оно не состоялось – как раз потому, видимо, что оно ожидалось, а задача состояла в том, чтобы потопить жителей во сне и неведении.
       К ужасам Краснодарского края можно добавить, что помимо геноцида людей местный губернатор Ткачёв занимается также геноцидом свиней... своих конкурентов. Все фермерские хозяйства ликвидированы под предлогом свиной чумы, но собственная ткачевская ферма почему-то ею так и не заразилась. Ну и к ментовскому вопросу: пользуясь памятью о наводнении, полиция использует свои автомобильные сирены для извлечения дохода. Богатые жители платят им за включение сирены и едут вслед за ними, по перевалам, без пробок. А население слышит сирены и принимает их за сигнал наводнения. Что касается казаков, заменивших собою силы правопорядка, то крымское казачество ни с того ни с сего сменило своего атамана сразу после наводнения. Намекают, что он был нерусским.
       Так что же можно сказать, поднявшись над ситуацией? То, что нужно бить в колокол и писать диссертацию одновременно. Пока будешь писать, в результате «разгула стихии» будет окончательно развязываться судейский беспредел, а население ничего не сможет этому противопоставить. «Нам надо холеру выгребать, а не бегать с бумажками!» – заявила одна новомихайловская женщина в поссовете. А ей в ответ чиновница: «А ну, скажите вашу фамилию! Вы поднимаете панику за холеру! Так вы клевещете на свою семью, что у вас в доме холера?» Вот и расставили приоритеты: жители за холеру, а власти за угрозы. Юридическая оборона должна вестись средствами врага, то есть знать его законы, уметь их толковать, и применять его на пользу людям, и защищать их от этих законов там, где они преступны. А враг – государство – стремится завербовать отдельных жителей, переманить их на свою сторону, пользуясь их незнанием.
       7-метровое наводнение с 10 тысячами жертв – это рукотворный геноцид, но ведь каждый год на весенние паводки топит Сибирь и Поволжье, а летние штормы из Турции топят юг. Вся Россия со всеми ее нерусскими краями и республиками является перманентной зоной затопления. Около 64 запертых таджиков утонуло в подвале винного завода в Крымске. А кто их запер? – их же работодатель, какая им разница, где и как спать после ненормированного дня, могут и за решёткой отоспаться. Юг обслуживают таджикские, а восток – китайские рабочие. Сколько работодателей запирает их каждую ночь в подвалах, убоясь этнического воровства? А ведь наводнения, по крайней мере умышленные, бывают именно по ночам в одно и то же время. Сколько мигрантов потом отыщут родственники из бедных стран? Сколько их, неучтенных и не подлежащих компенсациям – и если это не обжаловать, то так оно и будет. А если обжаловать безрезультатно, то необходимо по крайней мере извлечь научные выводы из происходящего, изменить представление о целой отрасли права – праве чрезвычайных ситуаций, придать ей настоящую актуальность.
       Уже по окончании ЧС остается шлейф массовых правовых проблем, объём и суть которых население не может себе заранее представить. В результате все потопленцы осуществляет ряд юридически невозвратимых действий, причем действий пассивных, подписывают акты, которые им подают где-то во дворе, еле отрываясь от грязной работы, никем не предупрежденные о значимости своих действий. Сами они никаких активных юридических действий не совершают, зато любят бесплатную правовую помощь, даже если она от тех, кто их только что потопил и собирается довершить это на бумаге. Пострадавшие вообще не предупреждаются, что их подписи нужны для распределения компенсаций (то есть их отъёма), а не для оказания помощи или хотя бы для статистики.
       Есть гуманитарное право, посвященное защите военнопленных и жертв войны, но речь в нем не идет о войне с собственным народом путем открывания шлюзов. Есть понятие о гражданской обороне в природных ЧС, но речи не идет о юридической обороне в условиях массового административного обмана. Есть наука о биоэтических вопросах оказания медицинской помощи при ЧС – медицина ЧС. Но нет правозащиты ЧС, адвокатуры ЧС, агитации ЧС, нет понятия об экстренном правовом оповещении населения по главным вопросам административного обмана. Так же, как сирены должны оповещать: спасайтесь в горы, так и подготовленные люди, юристы-народники, должны оповещать: на вас движется комиссия мародёров, остерегайтесь подписывать, читайте акт и вносите в него свои правки, пока не поздно.
       Вышеназванные науки замалчивают один неудобный момент: стихия может быть войной, а насилие властей может быть страшнее стихии. Исходя из этого необходимо работать над детальными рекомендациями насчет обхода домов с разъяснением: под какими бумагами нельзя ставить подписи не отмытыми от муляки руками; к каким юристам нельзя обращаться – это юристы-госслужащие, работники администрации, то есть противная сторона в будущем процессе; что чиновники стремятся застать людей именно в первый день, в процессе выгребания муляки, когда все озабочены потерей имущества и обрадованы сохранением жизни. Им не до бумаг – но ведь и официальной науке не до вопросов необъявленной войны. По этим характеристикам право ЧС должно выделяться в отдельную отрасль и быть отмежеванным как от «права безопасности ЧС», так и от права в период войны, поскольку в ЧС речь формально не идет о враждующих сторонах. Государство выступает в роли спасителя – в первые дни, а впоследствии люди утрачивают собственность, фактически и землю. При этом пострадавшая территория уже перестает считаться зоной ЧС, однако судебные и правоохранительные органы по-прежнему работают в чрезвычайном режиме по целому году, изобретая собственные порядки в целях недопущения волнений или якобы для ускорения работы.
       Итак, право ЧС должно распространяться на какую-либо территорию на все время разбирательства судебных дел, сколько бы они ни длились. Характер правозащитной работы в первые дни должен состоять в экстренном предупреждении широкого круга лиц с одновременным сбором информации о причинах ЧС и о поведении властей. В дальнейшем, в спокойный период, задачей должно быть медленное достижение результатов в борьбе за права отдельных лиц и национальных диаспор. Я беру на себя личное обязательство разработать вопросы защиты прав человека в условиях ЧС. Материалов для изучения этой темы все еще предостаточно. И первой моей задачей после окончания теоретической работы станет подготовка популярных юридических инструкций для населения. Обыватели должны быть готовы как самостоятельно дать грамотный отпор властям, так и объединиться на сход или в коалицию для решения проблемы всем миром. В общем, проводить сходы, не бояться разгона и спокойно оппонировать представителям власти тоже необходимо обучать народ, в книгах и в его собственных дворах. Народ многого не знает, но уже сейчас от его бесстрашия в разговоре зависит, сколько правды о наводнении удастся узнать. Гордясь своими правдивыми сведениями, народ способен и на другую гордость, и на другие знания.