Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


АНТИ-ПУТИН  
АНТИ-ВОЙНА  
АНТИ-АРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 
 

Документы "ДС":


Что такое Демсоюз?  
Как вступить в Демсоюз?  
Каково наше отношение к важным политическим событиям  

 

Ссылки:

 

 

free counters
Free counters
 
Анонсы:
 
 

 
Книга
 

 
 
     
 

 

 
 
Контакты:
 
Е-mail: vol2005@rambler.ru
Телефон:(095) 453-37-76
Факс: (095) 150-45-73
Адрес для писем: 125414, Москва, ул.Онежская, 40, кв.113, Любимцевой Валерии Григорьевне.

 

 

 
документы 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ДС)
СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ
 
 

Ваше мнение мне глубоко враждебно,
но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать собственной жизнью.

Вольтер


УСТАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

(с исправлениями, внесенными VII и VIII съездами ДС)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ - политическая партия, оппозиционная тоталитаризму во всех его политических и социальных формах, которая ставит своей целью его ненасильственное изменение и построение правового государства на началах гуманизма, демократии и плюрализма.
ДС <исключено VIII съездом ДС: являясь партией переходного периода от тоталитаризма к демократии,> объединяет людей разных демократических убеждений. Для наиболее полной реализации демократических принципов во внутрипартийной деятельности <исключено VIII съездом ДС: и создания предпосылок возникновения широкого спектра партий в нашей стране> ДС имеет фракционную структуру и строится по конфедеративному принципу.
Отвергая тоталитарный принцип демократического централизма, ДС отвергает порочную практику подчинения меньшинства большинству, нижестоящих вышестоящим. ДС действует на основе принципов ненасилия, недопустимости призывов к насилию, к национальной и идейной нетерпимости. Следование антигуманным идеологиям, принципам "чем хуже, тем лучше", "цель оправдывает средства" - несовместимо с членством в ДС. Нравственная максима члена ДС - ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ.

1. Членом ДС может быть любой человек, достигший 17-летнего возраста, разделяющий Политические и Уставные принципы ДС и активно работающий для осуществления программы ДС в избранной им форме. Член ДС не может принадлежать к другой партии или политической организации, программные документы которой противоречат Политическим принципам ДС.
2. Каждый член ДС самостоятельно решает, в каких мероприятиях и в какой степени ему участвовать. Кроме того, он вправе предпринять независимые действия, в пределах Программы и Принципов ДС от своего имени. Невыполнение членом ДС добровольно взятых на себя обязательств является нарушением уставных норм. Претензии к члену ДС предъявляются только в его присутствии и должны иметь под собой аргументированное подтверждение, чем охраняются его честь и достоинство.

3. Вступить в ДС можно, подав в местную парторганизацию ДС заявления, которое, при условии активной работы, но не позднее, чем через 6 месяцев со дня подачи, визируется одним из членов Координационного Совета после обязательного собеседования со вступающим. В исключительных случаях ближайшее общее собрание может простым большинством голосов аннулировать визу члена КС, аргументированно опротестовав его решение. До визирования заявления вступающий имеет статус кандидата ДС с совещательным голосом. Самоприем не допускается. При отказе членов КС в приеме кандидат может обратиться к общему собранию местной парторганизации ДС. При отсутствии местной парторганизации вступить в ДС можно в любой из организаций ДС.

4. За действия, грубо нарушающие Уставные и Политические принципы ДС общее собрание местной парторганизации может исключить своего члена двумя третями голосов. При отсутствии местной парторганизации решение об исключении может быть принято общим собранием парторганизации, которая приняла члена ДС. Выход из ДС свободный - путем подачи письменного заявления в местную парторганизацию.

5. Конфедеративное (транснациональное) устройство ДС означает, что ДС - конфедерация самостоятельных Демократических Союзов государств, имеющих собственные Программы и общие учредительные документы.

6. Фракцией является автономное формирование членов ДС, объединенных на политической платформе, не противоречащей Программе, Уставным и Политическим принципам ДС и отличающейся от политических платформ других фракций ДС (например: декоммунистическая, социал-демократическая, либерально-демократическая, христианско-демократическая, а также национальные фракции). группа членов ДС, желающая оформиться во фракцию, передает проекты своих документов в КС местной парторганизации. Очередное общее собрание простым большинством голосов может отложить регистрацию фракции, если ее документы противоречат Программе и Принципам ДС. Фракция может иметь собственные денежные средства, которые складываются из добровольных пожертвований и доходов от ее деятельности, иметь собственные печатные органы и формировать свои рабочие группы. Исключения члена партии из фракции не означает его исключения из партии.

7. В городах и населенный пунктах, в которых проживает не менее трех членов ДС, создаются местные парторганизации ДС. Высшим органом парторганизации является общее собрание, решения которого принимаются при наличии кворума - половины числа членов партии. Все органы парторганизации подотчетны общему собранию. Общее собрание принимает свои решения, как правило, простым большинством голосов.
Пересмотр ранее принятых решений осуществляется не менее чем 2/3 голосов. Собрание избирает Координационный Совет (КС), утверждает редакторов партийных органов и других ответственных лиц. Собрание созывается не реже одного раза в два месяца. Инициатором созыва собрания может быть КС или любая группа членов партии, если ее поддерживает не менее трети членов парторганизации.
При наличии не менее трех членов ДС в населенном пункте созывается учредительное собрание для конституирования организации. Протокол о создании местной парторганизации ДС регистрируется Региональным Советом партии, Советом или съездом партии.

8. Координационный Совет - постоянно действующий координирующий, информационный и представительский орган избравшей его организации ДС. Координационный Советы создаются на городском и поселковым уровнях.
Решения КС носят рекомендательный характер, и принимаются, как правило, простым большинством голосов. Деятельность любых органов партии - открытая. КС избирается не реже одного раза в год на общем собрании прямым и тайным голосованием и подотчетен общему собранию.
Членами КС становятся лица, набравшие наибольшее число голосов, но не менее половины голосовавших. За каждой фракцией численностью свыше 10% от общего состава парторганизации (но не менее пяти <исключено VIII съездом ДС: десяти> человек) резервируется одно место в КС. Общее собрание может 2/3 голосов отвести кандидата в КС, делегированного от фракции. Полное количество мест в КС определяется общим собранием местной парторганизации при соблюдении условия, что число мест, закрепленных за фракциями, не превышает половины полного числа членов КС. Общее собрание может в течение невыборного срока выразить вотум недоверия Координационному Совету или отдельным его членам большинством в 2/3 голосов.

9. Региональный Совет партии (РС) - совещательный и рекомендательный пленумарный орган, действующий в данном регионе между пленумами Совета партии. В состав Региональных Советов партии входят все члены городских КС в данном регионе. Региональный Совет собирается на пленарные совещания по мере необходимости. РС может выпускать за своей подписью партийные документы, принятые участниками совещания большинством не менее 2/3 голосов.

10. Совет партии - высший совещательный орган между съездами партии. В его состав входят все члены Региональных Советов партии. Форма работы Совета партии - пленарные совещания, проводимые не реже двух раз в год на основе принципов равного представительства Региональных Советов. Инициатором внеочередного съезда может быть любой РС при поддержке не менее, чем тремя РС. Для организации своей работы Совет партии может формировать временные рабочие группы на срок до следующего пленума. Совет партии выпускает за своей подписью общепартийные документы, принятые не менее, чем 2/3 участников пленума.

11. Высшим органом ДС является съезд. Решение о созыве очередного съезда принимается пленумом Совета партии. Инициатором внеочередного съезда может быть любой Республиканский (Региональный) Совет партии при поддержке не менее, чем 1/3 Региональных Советов партии.
Съезд партии простым большинством голосов выносит рекомендательные резолюции. По решению 2/3 делегатов съезд уполномочен вносит редакционные изменения в Уставные и Политические принципы ДС, принимать на их основе новую программу ДС. Промежуток между съездами не должен превышать два года. Выборы на съезд проходят в местных парторганизациях на основе пропорционального представительства, устанавливаемого на пленуме Совета партии. партийные группы, не конструировавшиеся к началу съезда имеют один совещательный голос.

12. Местные парторганизации имеют денежный фонд, который складывается из: вступительных взносов (в размере 6 минимальных ежемесячных взносов), членских взносов в размере 1% от доходов, но не менее суммы, установленной Советом партии; добровольных пожертвований, доходов от издательской, кооперативной и другой хозяйственной деятельности. Денежный фонд расходуется на просветительскую деятельность, агитацию, типографские и организационные нужды ДС.
Длительная (более шести месяцев) неуплата членских взносов влечет за собой прекращение членства в ДС.

13. Для достижения поставленных целей ДС использует в своей деятельности такие ненасильственные демократические методы политической борьбы, как: пропагандистская работа среди населения, распространение информации в виде обращений, листовок, открытых писем и т. п., обращения к гражданам страны через средства массовой информации, работа в выборных органах, мирные демонстрации, митинги, забастовки, участие в кампаниях гражданского неповиновения.



ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДС

(Приняты II съездом ДС в январе 1989 г.)

1. Активная деятельность, направленная на ненасильственное изменение тоталитарного государственного строя и достижение подлинной современной демократии, условиями которой являются:
- многопартийная система и парламентаризм;
- легальная независимая оппозиционная пресса;
- свободная деятельность независимых профсоюзов;
- равноправное сосуществование всех секторов экономики: государственного, коллективного, кооперативного и частного; свободная конкуренция между ними;
- эффективный механизм социальной защиты, включая гарантированный прожиточный минимум;
- деидеологизация государства, равноправие всех идеологий, кроме призывающих к насилию, национальной или религиозной вражде, или оправдывающих их. Никакая идеология, в том числе ленинизм, не может являться государственной идеологией, обязательной для всех;
- разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной, суд присяжных, Верховный Конституционный Суд;
- приоритет прав личности перед интересами государства как основной принцип правовой системы;
- безусловное обеспечение гражданских свобод: слова, печати, организаций, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, культурной и научной деятельности, - вне зависимости от "целей коммунистического строительства" или "интересов государства";
- обеспечение на деле права наций на самоопределение, включая отделение;
- подлинная свобода вероисповедания, свобода как атеистической, так и религиозной пропаганды, религиозного образования и воспитания.

II. НЕОБХОДИМЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:


1. Отмена политических статей Уголовного кодекса, освобождение и реабилитация всех политзаключенных и узников совести (с компенсацией).
2. Отмена законодательных актов, ограничивающих свободу митингов, демонстраций, общественных ассоциаций и печати.
3. Снятие ограничений на передвижение внутри страны (отмена паспортного режима и прописки), свобода выезда за рубеж и возвращения обратно. Отмена принудительности труда и трудовых книжек.
4. Отмена законодательных актов, преследующих за частнопредпринимательскую деятельность.
5. Отказ от военной, политической и идеологической экспансии. Возвращение на территорию страны всех советских войск, размещенных за рубежом.
6. Радикальное сокращение военно-промышленного комплекса и численности армии до подлинно оборонных нужд, использование высвобождаемых средств на социальные программы. Введение права на альтернативную гражданскую службу и сокращение срока службы с последующей отменой всеобщей воинской повинности и переходом к профессиональной армии.
7. Создание, вслед за роспуском политической полиции - КГБ, подчиненного демократическим институтам ведомства по борьбе с терроризмом и попытками насильственного свержения конституционного строя.

Демократическое преобразование общества должно быть закреплено принятием новой конституции страны на основе всеобщей декларации прав человека.

III. ЧЛЕН ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА:

1. Безоговорочно отрицает террористические и другие насильственные методы политической борьбы как несовместимые с идеалами свободы, гуманизма и демократии.
2. Выступает против подавления национальных движений, считает всемерную поддержку борьбы за национальные права и свободное развитие национальных регионов страны своим гражданским долгом.
3. Осуждает систему политического правления, возникшую в октябре 1917 г., историческое развитие которой заключалось в последовательном становлении тоталитаризма.
4. Отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина и ленинизм как фундамент идеологии тоталитарного строя.
5. Считает эмиграцию для себя нравственно неприемлемой.
6. Не может идти на идейные и нравственные компромиссы, связанные с отступлением от Политических принципов Демократического Союза.


ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПРОГРАММА ДС


(принята VII cъездом ДС в феврале 1994 г., с поправками, утверждёнными VI Советом партии ДС в ноябре 1994 г.)
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Наша задача - создание условий для наиболее полной реализации прав человека, свободного развития личности. Только такую цель, по нашему мнению, и может ставить перед собой честная общественная и политическая деятельность.
В нашем обществе одним из условий этого является освобождение человека от тотальной зависимости от государственных структур.
Эти цели не могут быть реализованы без изменений "снизу", без осознания каждым человеком его прав, постоянной борьбы за их осуществление.
Естественно, нашей задачей не является очередная перекраска идеологического фасада государства.
Реальное и практически ценное единство, которое сегодня может быть достигнуто - единство действий. Такие действия - помощь конкретным людям в защите их прав.
Ярким примером возможности такого единства может служить то, что в 1992 году на одном доме в Москве, жильцы которого боролись против незаконного выселения, вывешивались четыре флага: красный (коммунистический), черный (анархистов), андреевский (казаков) и трехцветный (демократов). Различия в политических лозунгах здесь оказались несущественными.

2. ДВА ПУТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


Мы выделяем два основных пути правозащитной деятельности. Первый из них мы можем назвать традиционным. Сюда относятся: обращение к властям или зарубежной общественности, правозащитные письма, судебные разбирательства с целью защиты прав граждан, правозащитные пикеты и демонстрации у зданий органов власти и т.д. Этот путь широко использовался диссидентским движением 1960-80-х годов. Мы не отвергаем его. Более того, в некоторых случаях он, вероятно, является единственно реально возможным (например, в вопросе освобождения узников совести).
К сожалению, массовое нарушение прав человека является в настоящий момент фундаментальной частью общественного уклада, и преодоление его традиционным путем не представляется возможным.
Итак, традиционный путь - это путь апелляции к властям в той или иной форме. Второй путь можно назвать путем явочного осуществления прав человека. Здесь самозащиту своих прав ведет само общество, группы граждан и отдельные люди.
Традиционный путь имеет следующие недостатки. С одной стороны, активисты-правозащитники, пытающиеся заниматься своеобразным "опекунством" и могущие защитить очень немногих, буквально утопают в "потоках" просьб, требований, судебных разбирательств и т. п. С другой стороны, у людей вырабатывается психология "просителей", обивающих в поисках справедливости пороги различных инстанций.
Мы отдаем предпочтение второму пути защиты прав человека, потому что он:
- может включить в защиту своих прав все общество;
- помогает формированию людей, способных в любых условиях защищать свои права и права других.


3. ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ


Область, в которой явочный порядок реализации прав применяется достаточно давно - это политические, гражданские права.
Диссиденты явочным порядком, не дожидаясь чьего-либо разрешения, начали пользоваться свободой слова, печати, собраний и демонстраций.
В период перестройки эта сфера явочным порядком реализованных свобод, казалось, многократно расширилась (несанкционированные митинги, обилие самиздата, неформальные организации), но лишь затем, чтобы потом сократиться почти до нуля. Практика явочной реализации свобод почти угасла, вместо этого большинством был добровольно принят разрешительный дух.
Сегодня, за редкими исключениями, почти все независимые газеты зарегистрировались, неформальные организации получили официальный статус и т.д.
Наша задача в области политических свобод остается прежней:
- продолжать и поддерживать издание незарегистрированных органов печати;
- налаживать связи между изданиями независимой послеперестроечной оппозиции и их солидарность на случай репрессий;
- проводить несанкционированные митинги и демонстрации;
- возможно демонстративное нарушение законов, ущемляющих гражданские свободы.
Возможна и работа в рамках традиционной правозащитной тактики:
- мероприятия за освобождение узников совести и в защиту политзаключенных (пикеты и др.);
- протесты против закрытия печатных изданий, против разгона уличных мероприятий, расследование случаев таких разгонов и публикация информации об этом;
- сбор и публикация информации о преследованиях по политическим мотивам, судебные дела по таким фактам.
В то же время, мероприятия традиционного плана вполне могут перетекать в акции явочного порядка реализации прав. Например, митинг возле тюрьмы, где находятся узники совести, может перерасти в блокаду этой тюрьмы с целью их освобождения. Для этого он, естественно, должен носить достаточно массовый характер.
Необходимо отметить, однако, что в плане вовлечения общества в правозащитную борьбу политические права не могут играть первостепенной роли. Гражданские свободы нуждаются в безусловной защите. Но в нашем обществе под жестким контролем государства находится не только власть, но и собственность, а значит, достижения только политических свобод недостаточно для реального изменения общества.

4. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЧИСТУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

На примере действий по охране природы, защите права граждан на чистую окружающую среду можно четко видеть различия традиционного и явочного методов правозащитной борьбы.
Возьмем ситуацию экологически загрязненного района города или населенного пункта. традиционный метод борьбы: демонстрация протеста, сбор подписей, направление прошений и требований.
Явочный метод: определение предприятий, наиболее отравляющих природу и заградительные пикеты возле них, то есть их явочное закрытие - окончательное или до установки на них очистительных сооружений.
В течение нескольких последних лет граждане неоднократно в самых различных районах страны, в городах и сельской местности выбирали именно явочный порядок защиты этого права. С помощью заградпикетов они препятствовали засыпке естественных водоемов, постройке загрязняющих природу предприятий.
К сожалению, такого рода акции достаточно редки, носят чисто оборонительный характер.
Скажем самое существенное, что вообще стоит сказать об акциях защиты прав человека явочным порядком. Они не должны носить эгоистического характера. Они должны возвышать, а не унижать человеческое достоинство. Например, в экологической области гражданам не следует соглашаться на перемещение ядовитого предприятия в другой район города, где жители пассивны и не будут против этого возражать. Закрытие явочным порядком каких-то производств может столкнуть между собой интересы жителей, защищающих чистую среду, и рабочих, недовольных увольнением. Не следует рассматривать протест рабочих как досадную помеху, а их молчание и равнодушие к собственной судьбе - как удачу. Здесь необходим продуманный и не-эгоистический подход: прямые переговоры с противоположной группой (т.е. с рабочими, а не с администрацией), выработка совместных компромиссных решений, учет экономических последствий принимаемых мер. Сами такие переговоры групп граждан представляют собой огромный успех и могут даже привести к их сотрудничеству.
Наши задачи в области защиты права на чистую окружающую среду:
- сбор, систематизация и публикация информации о всех акциях явочного закрытия вредных предприятий и цехов; акциях охраны от уничтожения водоемов, лесопарков и т.д.;
- организация таких акций (для этого необходима достаточная поддержка таких акций населением);
- составление списков предприятий, подлежащих закрытию явочным порядком или их временной остановке;
- информпикеты, сообщающие населению степень загрязненности данного района и опасности проживания в нем, с указанием на конкретные ядовитые предприятия;
- другая информационная и исследовательская работа в этой области.
Крайне важно накопление опыта переговоров (прямых, без "посредничества" властей) конфликтующих групп граждан.
Там, где возможности для проведения явочных акций нет (ввиду, например, пассивности населения) и для тех, кто отдает предпочтение такой форме работы, возможна и традиционная деятельность: акции протеста в адрес властей, сбор подписей и т.д. Особенно важны сбор и проверка достоверной информации о загрязнении природы.

5. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ


Еще раз повторим, что в нашем обществе, где подавляющая часть собственности сосредоточена под контролем государства, защита социальных и экономических прав в наибольшей степени способствует изменению общества. Без их соблюдения гражданские или экологические права лишаются своего содержания.
В то же время, эта область - одна из самых сложных и малоисследованных, опыт и информация, накопленные здесь - наименьшие.
5.1. Право на жилье
Традиционная работа в этой области очевидна:
- подача протестов, жалоб, требований в органы власти;
- различные акции протеста в адрес властей;
- судебные разбирательства.
Менее очевидны и более интересны явочные формы реализации права на жилье. Акции такого порядка являются однозначно оправданными в следующих случаях:
- если проводится незаконное выселение жильцов и они отказываются покидать свои дома. Эпизоды такого рода имели место неоднократно, например, уже упоминавшийся случай в Москве в 1992 г. (хотя, в подавляющем большинстве случаев, люди выполняли требования властей);
- в случае "самостроя", если этим не нарушаются права других конкретных граждан. Классическим примером такого рода действий является "самострой" крымских татар в Крыму в 1980-90 гг. (здесь право на жилье реализовывалось в комплексе и других прав). Для строительства собственными силами поселков крымские татары выбирали, как правило, заброшенные места, пустыри, но это не мешало властям жестко пресекать их действия;
- в случае, если властями не выполняются их же обязательства, например, очередникам отказано во вселении в построенный для них же дом (иногда и с их же помощью).
В целом, акция явочной защиты права на жилье вызывает тем большую поддержку и сочувствие, чем в меньшей степени она нарушает права других конкретных людей.
Поддержку не может не вызвать, например, акция 14-ти многодетных семей в Москве (1992 г.), явочным порядком заселивших ранее обещанный им дом (после чего они были оттуда жестоко выдворены). Своей акцией они защищали не только свои права, но и право всех граждан на жилье.
Гораздо меньшее сочувствие вызывает, например, акция группы беженцев в г.Калининграде Моск.обл. (1991 г.), явочным порядком заселивших дом, чтобы не допустить вселения туда такой же, но инонациональной группы беженцев. Хотя они и отстаивали свое право на достойное существование, но при этом нарушили права других конкретных людей. Позднее их права так же легко будут нарушены государством. Верный выход был, конечно, в переговорах и совместной акции обеих групп.
Один из наиболее простых примеров таких переговоров: эпизод в Екатеринбурге в 1992 г., где власти попытались столкнуть очередников-"афганцев", захвативших дом, и группу других очередников. Вскоре двум группам удалось достичь согласия, и их акция стала совместной.
Примечательно, что эпизоды явочной защиты права на жилье имели место и в начале 1980-х гг. (например, в 1980 году в Тюменской области), до начала политической либерализации. Это показывает, что явочная борьба за права человека (как и традиционная), вполне возможна и в условиях жесткого политического подавления.
Наша задача в области защиты права на жилье:
- сбор и распространение информации о всех явочных акциях такого рода; обобщение их положительного и отрицательного опыта;
- пропаганда акций защиты права на жилье, не нарушающих права других конкретных граждан; помощь в проведении и освещении таких акций;
- содействие проведению переговоров между конфликтующими группами граждан;
- содействие установлению контроля очередников над государственным (муниципальным) строительством и распределением жилья в данном населенном пункте (районе);
- помощь, где это по силам организации, в защите граждан от незаконного выселения и т.п.
5.2. Право на землю
Земля, безусловно, должна находиться в распоряжении тех, кто ее обрабатывает, если иное не обусловлено добровольным соглашением. Данное право является одним из приоритетных по значению для изменения нашего общества.
Традиционная форма борьбы за это право (обращения и демонстрации в адрес властей), к сожалению, показывают свою малую эффективность. Об этом свидетельствуют хотя бы известные публичные самоубийства фермеров в Архангельской и Магаданской области в 1991 и 1992 гг.
В отношении явочного порядка защиты этого права трудно говорить о каких-то путях, уже проторенных общественной практикой, т.к. опыта в этой области за последние годы почти нет. Можно предположить, что более эффективным будет не чисто индивидуальный (в частности, ввиду невозможности организовать защиту), а коллективный явочный контроль над землей группами граждан, готовых на ней работать. В рамках такой группы возможно как индивидуальное, так и совместное пользование землей. Отчасти возможность такой формы защиты этого права подтверждает уже упоминавшийся пример крымских татар.
Наилучшие формы защиты права на землю, конечно, будут показаны и найдены жизнью.
Наша задача в этой области:
- сбор и обобщение информации о формах защиты права на землю;
- работа над опытом в этой области, имеющимся в нашем обществе и в других странах;
- содействие, в случае их проведения, акциям защиты права на землю.
5.3. Защита прав рабочих предприятий
Традиционная работа в этом направлении в своей большей части сводится к следующим общеизвестным формам:
- забастовки с требованием повышения зарплаты и социальной защиты работающих;
- аналогичные требования в адрес администрации и властей.
В отдельных случаях такая деятельность вполне возможна и оправданна. Но в масштабах всего общества, как метод, она, очевидно, ведет лишь к повышению уровня инфляции и бесплодной постоянной перекройке общественного "пирога".
В этой области, как и в области защиты права на землю, приходится отметить незначительность накопленного в нашем обществе опыта по нетрадиционной защите этих прав. Можно предположить, что положительный результат будет иметь переход (где это необходимо - явочный) предприятий в руки работающих на них, со всеми правами собственника, но при самоограничении права продажи.
Такой, как правило, вероятно, явочный самозахват предприятий может стать основой для более справедливого распределения государственной собственности в обществе.
Наша задача здесь:
- накопление и публикация информации о таких акциях, обобщение имеющегося в этой области опыта;
- помощь в проведении акций такого рода.
В настоящей программе перечислена лишь часть тех областей жизни общества, где актуальна деятельность по защите прав человека.
Явочная защита прав человека возможна, например, в таких областях, как:
- защита свободы вероисповедания (явочное открытие церквей, защита их от сноса и т.д.);
- защита права на отказ проходить любую принудительную службу (в том числе воинскую);
- защита права на свободное передвижение;
- защита свободы экономической деятельности (включая торговлю), если эта деятельность не нарушает права других людей;
- защита памятников культуры (яркий пример: заградительные пикеты у гостиницы "Астория" в С.-Петербурге при попытке ее сноса).
Каждая городская организация, ведущая такую работу, может превратиться в своем городе в правозащитный центр. Она может вести традиционную правозащитную деятельность. Еще раз следует подчеркнуть, что в ряде случаев никакой реальной альтернативы ей может и не быть (например, в области защиты прав заключенных). Она может предавать гласности любую информацию о нарушении прав граждан. Но основной ее задачей должно быть: не просто собирать жалобы и протесты, а помогать людям защищать самих себя, накапливать опыт таких действий и делиться им. Там, где почва для этого созрела - помогать организовывать акты такой самозащиты.
В ходе этого процесса, в особенности, если он приобретет форму "цепной реакции" действий граждан по защите своих прав, возможно и даже неизбежно столкновение различных интересов групп граждан. Задача организации должна состоять в мирном разрешении такого рода конфликтов, в налаживании мирных переговоров. Необходима постепенная разработка общественного "кодекса правозащитной деятельности", ограничивающего и предотвращающего нарушение в ее ходе прав граждан.


 

документы 


 

 




Hosted by uCoz
SpyLOG Rambler's Top100