Эта статья
была напечатана в сентябре 2006 года в газете нашего юридического
факультета Восточно-Сибирского государственного технологического
университета ("ГазИЭПа" - газета Института экономики и права).
Предлагаем вам на её примере ознакомиться с пределами свободомыслия
в нашей местной подцензурной прессе. При этом просьба не
идеализировать ситуацию и не принимать за избыток свободы недомыслие
цензоров.Практический парадокс(A): Мало ВАС
гоняют! (следствие: завал, развал, иной ущерб).
(В): Мало НАС
гоняют! (см. А)
Обе эти
сакраментальные фразы не сходят с уст в нашей университетской
среде.
Непостижимым образом
теряется их изначальная
несовместимость.
Психологические
мотивы данных утверждений противоположны. На мотивах и
остановимся.
Пока читатели,
настороженные строгостью преамбулы, не успели перелистнуть страницу,
попробую задержать ваше внимание при помощи анекдота от "Русского
радио" (в сокращении):
"-
Командовать умеет лишь тот, кто умеет
подчиняться.
- Тогда плавать
умеет лишь тот, кто умеет
тонуть?"
Индивид,
утверждающий (А), убеждён в общественной полезности широкого
применения силы. Но он, очевидно, сам является властвующим
субъектом, сам применяет силу к побеждённым ("побеждённые" - назовём
их так условно, из дальнейшего станет очевидна некорректность
подобного наименования). В данном случае его, властелина,
абстрактное понимание общего блага совпадает с его инстинктивным
побуждением - волей к
власти.
А вот
распространённость утверждения (В) вызывает некоторое удивление. Как
я могу искренне желать, чтобы "гоняли" МЕНЯ, а не наоборот? Разве
это в человеческой
природе?
Не беря на себя труд
самоконтроля, мы с тем большим трудолюбием плетём верёвки для
связывания собственных рук. Но самому сплести верёвку легче, чем
самого себя связать, поэтому каждый ищет вождя, достойного прийти
ему на помощь.
Вождя находят.
Коронация осуществляется. Вождь коронован венцом вокруг головы,
граждане - верёвкой вокруг запястий. С этой минуты вождь может
заменить утверждение (В) на утверждение (А). Подданные же
по-прежнему на такую замену не претендуют. Предложи -
отвернутся.
Обыденный
диалог:
"- Ребёнок даже слов
не понимает, пока не
шлёпнешь.
- Не всегда.
Вспомни себя.
- Я такая же
была!"
Допустим.
Далее:
"- А это не
жестоко?
- Вечно делаешь из
мухи слона.
- Стал бы он
плакать без причины?
-
Притворство. Выйдешь из комнаты -
прекратит.
- И
ты...
- Я такая же
была..."
Круг
замыкается.
Но это ещё не
финал. Поразительнее всего не наше противоестественное согласие на
ущемление наших прав, а наша фанатичная ненависть к тем, кто укажет
на это явление. Недаром на страницах "Российского бюллетеня по
правам человека" как-то возникала дискуссия: должен ли правозащитник
нести ответственность перед подзащитным? Последний, может быть,
дорожит своим
бесправием!
Каждый имеет
право на пряник и право на
кнут.
Мы делегируем эти
атрибуты власти нашему суверену и контролируем регулярность их
приведения в действие. При неисполнении этого условия они подлежат
передаче в более железные
руки.
Впрочем, есть ещё выход
у беглеца от свободы - на верхней ступени трона. Тот, кто вчера не
решался взять на себя ответственность за управление своей одинокой
личностью, завтра уверенно примет на себя мандат на властвование
миллионами себе подобных. Возможно, даже не станет дожидаться ни
всенародного бунта на коленях, ни классического обвинения в
дезертирстве ("на кого ты нас покидаешь, кормилец? Ты вахты не
смеешь бросать..."). Подобная унизительная волокита должна быть
уничтожена.
Наверное, и не
стоило противопоставлять утверждения (А) и (В). Достаточно
принципиального согласия с презумпцией "необходимо гонять"
(строчить, сажать, стрелять так стрелять... Возможны вариации).
"Нас" или "вас" - это решат воля и
случай.
Беглый анализ пути к
рабству попутно объясняет нашу радостную готовность покориться
наиболее тотальной власти - власти... смерти. Притом своей
собственной смерти. Пусть она (только она! а не её характер, причина
либо сроки наступления) неизбежна. Но так ли неизбежна
иррациональная привязанность к ней, к самому безжалостному из
правоприменителей?
И куда
девается наша усталость от обязанности жить - в час, когда за
самостоятельный шаг (или выбор его вектора) нам предлагают от этой
обязанности милостиво нас
освободить?
Не говоря уже о
любой другой ноше, менее обременительной...