Где не погибло слово, там дело еще не погибло. А.И.Герцен на первую страницу сайта

                           Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
АНТИПУТИН  
АНТИВОЙНА  
АНТИАРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 

 
 
       
публикации 
 
 

Александр Зимбовский

ЖИВОЙ ЖУРНАЛ АЛЕКСАНДРА ЗИМБОВСКОГО



СТРАНИЦА АЛЕКСАНДРА ЗИМБОВСКОГО НА САЙТЕ "САМИЗДАТ"



ТЕМЫ АВТОРА:

О борьбе за жилье и против тарифов ЖКХ
О милицейском беспределе
О карательной "детозащите" и нарушениях прав детей
О репрессиях против трудящихся Казахстана
Дело о "вандализме" в Электростали
О сфабрикованных "нарко"-делах
О борьбе за права рабочих Магнитки
О борьбе за права рабочих ВАЗа
Акции протеста на Бабаевском комбинате
Дело Юлии Приведенной
Одесское дело
Дело журналиста Айгуль Махмутовой
Дело Елены Тимофеевой
Конфликт в Кабардино-Балкарии
О злоупотреблениях властей Перми
Дело Александра Виноградова

МОСКОВСКИЕ ЗАВОДЫ. ПОДЪЁМ С КОЛЕН ПО-ПРЕЗИДЕНТСКИ

       Известно, что наш президент любит поразглагольствовать о том, как он медленно, но верно поднимает Россию с колен (в какую позу после этого ставит и какие движения побуждает совершать, обычно стыдливо умалчивается). Во время последних всероссийских выборов постоянно раскручивалась тема, что президент – он не либерал, он другой, он стоит лицом не к "креативному", но к рабочему классу, однако...
       Что бы не говорил гарант конституции, рынок есть рынок, и, чтобы что-то купить, например, право быть членом ВТО, право быть, гм, местом, при помощи которого в мировую экономику выделяется газ (извиняюсь, энергетической сверхдержавой), ну, и главное, право хранить деньги в западных банках, возможность приобретать недвижимость на Западе, ну, и не опасаться за сохранность всего этого, необходимо что-то продать. Например, продать право иметь промышленность на подконтрольной территории. Итак, посмотрим, что происходит на московских заводах и вообще, и конкретно в первое лето третьего пришествия ВВП, в частности.
       ЗИЛ при советской плановой экономике (ныне объявленной неэффективной) ежегодно с 1975 по 1989 годы выпускал по 195-210 тыс. грузовиков. Машин, которые не только использовались в Союзе, но и шли на экспорт в 51 страну мира. После того как страной начали управлять либеральные экономисты (типа эффективные, вопрос в чём?), производство упало до тысячи автомобилей в год. Средняя зарплата работников колеблется от 7 до 10 тысяч рублей. Впрочем, и это было признано избыточным. В настоящий момент на ЗИЛ назначен новый директор, специализирующийся на ликвидации предприятий. Активно идёт списывание и распродажа оборудования. Многие рабочие уже получили уведомления о сокращении, остальные на очереди. Окончательно вопрос ЗИЛа будет решён к декабрю.
       На ММП им Чернышёва (ныне выпускает двигатели РД-33 для МИГ- 29) при Союзе работало 20 тысяч человек. К этому году осталось 6 тысяч. Это тоже было признано неправильным. За последние месяцы было уволено более тысячи человек, остальные так же, как и работники ЗИЛа, находятся в ожидании команды "с вещами на выход".
       Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к проходной ТМЗ (ОАО "Тушинский машиностроительный завод") – это объявления о сдаче площади в аренду.
       В своё время именно на этом заводе был сделан "Буран", в 2005-2006 годах станки, на которых уникальный аппарат был изготовлен, пошли в металлолом.
       Сейчас о днях былой славы напоминает только рекламное объявление одного из арендаторов: "Гриль-бар "Буран".
       Некоторое время после уничтожения необходимого для авиастроения оборудования завод перебивался выпуском автобусов, троллейбусов, энергетических установок, промышленных комплексов по утилизации шин, теперь и это было признано слишком высоким, недопустимым для "энергетической сверхдержавы" уровнем производства. В настоящее время работы на заводе всё меньше и меньше. Людей отправляют в простои по двум системам по выбору. А именно, по системе "две трети от заработка", в этом случае работник получает две трети от заработка и должен находиться на рабочем месте, даже не работая. И по системе "три плюс два", в этом случае работник три дня работает нормально, а на два берёт отпуск за свой счёт. Впрочем, и оплату простоя по любой из этих систем, и зарплату на заводе задерживают месяцами.
       В общем, диагноз понятен, и только один вопрос, чисто риторический. Что произойдет раньше? Подъём с колен примет абсолютно необратимые формы или всё-таки у людей, наконец, лопнет терпение?
      

Александр Зимбовский (август 2012 г.).





"САЛЮТ". МЕНЕДЖМЕНТ МОШЕННИЧАЕТ. ТРУДЯЩИЕСЯ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

       Как известно всем трудящимся авиамоторного завода "Салют", менеджмент "Салюта" планирует в ближайшее время провести акционирование завода. К сожалению, рабочим и инженерам не так хорошо известно о последствиях, которые это акционирование вызовет. К примеру, о грядущих массовых сокращениях.
       Кстати, оные сокращения потихоньку начинаются уже сейчас. Причём менеджеры подходят к вопросу достаточно творчески. Так, были зафиксированы случаи, когда трудящиеся, вызванные к кадровику, и прочитавшие предложенные документы, с удивлением обнаруживали, что их просили поставить роспись не под какой-нибудь третьестепенной бумажкой (о чём кадровик говорил вслух), а под признанием о том, что они находились в на работе в нетрезвом виде. На отказ подписать фактически собственное увольнение кадровик отреагировал спокойно "всё равно в течение двух месяцев уволим".
       Кроме этого людям предлагали, по той или иной причине, перезаключить трудовой договор, при этом в графе "договор заключается на срок" слово "бессрочно" было заменено на "2012 год", причём об этом изменении договора с бессрочного на срочный, заключённый на год подписанта, естественно, не предупреждали. В общем, товарищи, работники "Салюта", если не хотите добровольно облегчить менеджменту своё увольнение, будьте бдительны и всегда тщательно читайте всё, что подписываете!

Александр Зимбовский (апрель 2012 г.).


Дополнительная информация
8-968-75-60-556 Галина,
8-916-737-10-33 Александр



"САЛЮТ". МИТИНГ. НЕТ АКЦИОНИРОВАНИЮ!

       17 апреля 2012 г. перед проходными авиамоторного завода «Салют» прошёл митинг против акционирования и последующего банкротства уникального предприятия. Участники акции: рабочие и инженеры «Салюта», активисты РРП, СКМ, Левого фронта, Совета рабочих Москвы, говорили о том, как администрация «Салюта» обращается с трудящимися:
       «Я электромонтёр. Работаю с высоким напряжением. Меня поселили в комнату в 6 квадратных метров в клоповнике. В прямом смысле в клоповнике, у меня всё тело искусано. Клопы кишат, красивые, жирные, как руководство «Салюта». И за это вот с меня вычитали с зарплаты сначала 6 тысяч, потом 9, теперь хотят 12. Я отработал, и мне не на что даже поехать домой» (Фёдор. Электромонтер с «Салюта»).
       «Я работаю на заводе 40 лет, зарплата постоянно снижается, меньше премии, отобрали личное клеймо, КТУ (Коэффициент трудового участия) убрали. У меня, токаря 7 разряда, зарплата 22 тысячи». (Дмитрий Комаров. Работник «Салюта», член Совета рабочих Москвы).
       Говорилось о том, что руководство «Салюта» уже сейчас не даёт заводу работать: «Я сегодня была на выставке «Двигатели-2012». На наш стенд смешно смотреть. Стенд с пятикопеечную монету – результат двух лет работы «Салюта!» (Алена Желяпова. Инженер. Работник «Салюта»).
       И наконец, о том, что акционирование завода «Салют» неизбежно приведёт к банкротству предприятия. О том, что начальникам подразделений уже была дана инструкция: «разработать схему эвакуации на случай военных действий (так, видимо, пока называют готовящееся). Составить списки оборудования, которое возможно перевести в течение суток». Понятно, что реальные военные действия, в результате которых «Салют придётся вывозить, маловозможны, зато возможно другое. То чего опасаются участники митинга:
       «В один прекрасный день рабочие придут в родные цеха и обнаружат, что станков нет... их эвакуировали... в 24 часа в соответствии с недавно разработанным планом. А начальство скажет, что "Салют" уже не ФГУП, а ОАО, и что некоторые (не все – не пенсионеры, не матери-одиночки, не люди с профзаболеванием и т.п.) могут сохранить работу, написав заявления о приёме на условиях срочного договора. И дальше всё тоже будет быстро: работать без "эвакуированных" станков завод не сможет, начнутся простои и срывы заказов, дальше дирекция наберёт кредитов и повесит их на завод, дальше возникнет задолженность за аренду заводской земли (ведь эти платежи взимаются с акционерного общества в размерах куда больших, нежели с ФГУПа). А дальше будет банкротство и закрытие предприятия. Причём определяться этот исход будет не только злой волей Масалова и его присных, желающих подработать на разворовывании кредитов (в Рыбинске после акционирования Масалов быстро набрал кредитов и ушёл наверх с повышением, оставив предприятие банкротом), но и:
       «Сегодня Россия вступает в ВТО и готовится до конца встроиться в мировое разделение труда. Отечественному авиапрому, как и ВПК в целом, места в этом разделении труда не нашлось. Процессы, аналогичные происходящим на "Салюте", наблюдаются по отрасли в целом. Это и ульяновский "Авиастар", и савеловский СМЗ, и те же "Рыбинские моторы", и московские ТМЗ, завод имени В. В. Чернышева, НПО "Молния", МиГ...» (Галина Дмитриева. РРП).
       Впрочем: «Выход есть! Надо бороться! Они не скажут нам, когда будет происходить акционирование, они постараются сделать это у нас за спиной. А мы просто не должны позволить им вывозить оборудование. Мы должны будем помешать им, закрыть проходные перед их грузовиками, не пускать на территорию их ЧОПы и прочих бандитов. Если мы не хотим, чтобы они выгнали на улицу нас, мы сами должны выгнать их с завода! Побеждать можно! Так уже отстояли свои предприятия рабочие Сегежского ЦБК, Архангельского ЦБК, Выборгского ЦБК. У нас тоже получится, если вместе, если солидарно. Нам нужно уже сейчас создать стачком, нужно сплотиться вокруг существующей инициативной группы рабочих и инженеров. Мы погибнем поодиночке, мы победим вместе!» (Галина Дмитриева).
       По окончании акции была принята резолюция с требованиями:
       Нет акционированию!
       Финансово-хозяйственную деятельность предприятия – под рабочий контроль!
       Нет сокращениям!
       Минимальная зарплата не ниже 35 тысяч рублей!
       Зарплату дирекции приравнять к средней зарплате работника!

Александр Зимбовский (апрель 2012 г.).


Дополнительная информация
8-916-504-69-46
8-968-75-60-556
8-967-072-42-81
8-916-737-10-33



"САЛЮТ". РАСПИЛ ПО-АВИАЦИОННОМУ

Средства выделены. Что делать?
       «В ближайшие годы правительство планирует выделение значительных средств на оборону, в том числе и на развитие авиации. Планируется создать военный самолет с двигателем пятого поколения. Но не деньги могут возродить промышленность (конечно, без них это немыслимо), а их грамотное целевое использование. Для этого необходимо правильно обосновано поставить задачу, наметить пути её решения, определиться с исполнителями, а самое главное, устранить пути «утекания» денежных средств.
       Но есть другой путь, по которому в большей части происходит «развитие» отрасли. Необходимым условием должно быть наличие предприятия с хорошим красивым названием, кучей сертификатов, а главное с нужными людьми в руководстве. Затем пишутся формальные ничего не дающие для развития отрасли, а иногда просто липовые программы, заключаются контракты, даже выигрываются тендеры, перечисляются деньги под эти контракты, появляются отчеты, подписываются акты. Формально есть все. Только нет реальной продукции: нового оборудования, революционной конструкции, передовой технологии и как следствие этого образцов военной техники. Зато деньги потрачены и не только потрачены, но и получены.
       Именно в таком режиме работает предприятие «Научно производственный центр газотурбостроения «Салют» и его филиал НИИД (Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей)», - рассказывает автору материала инженер "Научно-Исследовательского Института технологии и организации производства Двигателей (НИИД)" ФГУП "ММПП САЛЮТ", Федоренин Анатолий Владимирович.
В работах не должно быть металла
       Для удобства отмыва и попила, по словам Федоренина, «в работах не должно быть разделов, связанных напрямую с «металлом». Лучше всего разрабатывать «новые» технологии. Причём только на бумаге и только абсолютно бессмысленные.
       Всё равно, как если бы предприятие пищевой промышленности не производило бы колбасу, а создало бы: «Разработку технологии взвешивания колбасы с точностью 0,0001 грамма». И торжественно объявило: «С такой точностью не взвешивают нигде в мире. «Это новое слово в технологии взвешивания». Нет, конечно, называется не так, покрасивше, но смысл именно таков. Причем, поскольку работа воплощения в металле не имеет, и засекречивается, мало кто сможет с ней ознакомиться, а значит, и вскрыть липу».
       Впрочем, бумажная работа не единственный способ увеличения благосостояния начальства. Ещё закупается никому не нужное оборудование. Потом оно стоит. Его не используют, даже не подключают. Просто начальству нужно прокачать через завод большую сумму, с которой можно будет отщипнуть сумму поменьше, в карман себе любимому.
       Ну и, естественно, подписываются не соответствующие действительности акты о завершении работ или о стоимости произведённых работ. Так, «заместителем управляющего директора по государственным программам и инновационному развитию ОАО «УК «ОДК» был заключен контракт с директором НИИД Гейкиным и директором ММПП «Салют» Масаловым В. Е. по изготовлению щеточного и пальчикового уплотнений стоимостью более 300 млн. руб. Соисполнителю работ – Уральскому филиалу, как «изготовителю» за два пальчиковых уплотнений диаметром около 200 мм было заплачено 29 млн. руб. Конечно, «нашёлся» и соисполнитель соисполнителя, которому была перечислена большая часть денег. Для справки, рыночная цена такого уплотнения составляет порядка 100 тыс. руб.».
       Ну а о том, что премии благонадежным сотрудникам выдавались при условии отката (возврата замдиректору Шароновой Н.И. 20% от полученной суммы) мы уже неоднократно писали.
Особенности национальной бухгалтерии
       "Естественно, для подобных махинаций, извиняюсь, работ по поднятию российской авиационной промышленности, нужна соответствующая бухгалтерия. «Прежний главный бухгалтер НИИД был уволен «по собственному желанию» из-за своей ненадежности, – рассказывает Федоренин. – Теперь никакая проверка Гейкину (директору НИИД) не страшна. Все документы оформлены: акты, счета, договоры, контракты. (Кто поедет в какую-нибудь Уфу проверять и копать, куда дальше переведены деньги и что на них сделано). До техники добраться невозможно: она засекречена. У заказчика нет претензий – он в доле. Механизм отлажен и работает. Только что ждет страну через несколько лет? В лучшем случае можно купить военную технику (если продадут) у развитых стран, а в худшем даже трудно представить».
Кадры решают всё
       Естественно, когда предприятие переходит от разработки способов изготовления авиационных моторов к разработке методов попила – это не может не вызвать изменения кадрового состава. Просто потому, что дирекции становятся нужны совершенно другие люди для совершенно других работ. В результате, в течение года НИИД покинули три доктора наук из пяти. А из 18 ранее действовавших лабораторий осталось 7.
Безопасность нас бережёт
       Инженеры из НИИДа Хижный Дмитрий Эльмирович и Федоренин Анатолий Владимирович пытались привлечь внимание руководства к вышеописанному «эффективному менеджменту». Ими были направлены два письменных обращения к директору «Салют» Масалову В. Е., три письменных и одно устное к директору по персоналу Кирилец О. А., одно к директору по режиму и безопасности, два к директору по НИР и ОКР. К настоящему моменту Хижному и Федоренину соизволили ответить глава службы по режиму и безопасности Левченко А. Я. и директор «Салюта» г. Масалов. Левченко, «проверив» поступившую информацию, «поработав» со свидетелями, в том числе с главным бухгалтером НИИД, «установил», что в работе директора института Гейкина В. А. имеются незначительные недостатки. А именно, работа ведется слишком «гласно»». «Следствием, – рассказывает Федоренин, – стали замки на всех дверях, выделение бухгалтерии в отдельную комнату и наставление сотрудников в сохранении «коммерческой» тайны!». Ну, а Масалов не поленился отписать, что факты, на которые указывали Хижный и Федоренин, не подтвердились.
       Естественно, Хижного и Федоренина администрация НИИДа старается выжать особенно активно. В настоящий момент им не дают работать. Производственные участки, созданные ими, были переданы в другие подразделения. Данные действия администрации НИИДа противоречат ст.6 Федерального Закона № 59-Ф3 от 02.05.2006 (Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц). Хижный и Федоренин написали Масалову и об этом. Г. Масалов соизволил ответить, что на территории «Салюта» ФЗ № 59-Ф3 не действует.
       В общем, что тут ещё можно сказать? Только напомнить, что «Салют» считается передовым для России предприятием, предприятием, занявшем первое место по итогам года за 2011 год, и констатировать, что превращение РФ в полноценную энергетическую сверхдержаву идет полным ходом.

Александр Зимбовский (март 2012 г.).




МОТОРЫ И КРЫЛЬЯ РОДИНЫ. ПРЕЗИДЕНТ ТРЕПЛЕТСЯ – ТРУДОВОЙ НАРОД ПИШЕТ

Президентские грёзы и усугубляющаяся реальность
       "Обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций... ...В предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолётов, включая истребители пятого поколения..." – пишет в своей статье "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" наш, временно исполняющий обязанности премьер-министра, президент В. В. Путин.
       К сожалению, по словам сотрудников "Научно-Исследовательского Института технологии и организации производства Двигателей при ФГУП "ММПП САЛЮТ" Хижного Дмитрия Эльмировича и Федоренина Анатолия Владимировича, дела с авиастроением вообще, и с изготовлением мотора пятого поколения, в частности, обстоят совсем не так радостно. "НИИД, он один, – рассказывают инженеры. – Технологии изготовления такого двигателя могут быть разработаны только у нас. А наши руководители г. Гейкин (директор филиала НИИД) и Шаронова Н. И. (зам. директора НИИД) блокируют все научные изыскания и исследования!"
       "Необходимо повышать престиж профессий, связанных с работой "на оборону"..." – начертал недрогнувшей рукой наш В. В. П.
       Увы, в реальности происходит прямо обратное. "После перевода на окладную систему сотрудникам НИИД перестали выплачивать сверхурочные, и в итоге их реальный доход резко упал, – свидетельствуют А.В. Федоренин и Д.Э. Хижный. – Сотрудников переводят с места на место без их согласия и разумно обоснованной причины. Более того, некоторых сотрудников заставили (угрожая увольнением) "добровольно" перевестись на более низкую должность. Сотрудников депремируют индивидуально, причём по таким достаточно странным поводам, как: имел больничные листы; не отработал фонд рабочего времени (имеется в виду, естественно, не прогул, а достаточно стандартная для НИИДа ситуация, когда человеку предоставляют день за свой счёт, затем отработать этот день не дают); не дал откат (как рассказал автору материала один из сотрудников НИИД, Шаронова заявила ему, что выплатит премию только за откат в 20% от суммы)".
Особенности национального отката
       "Мы будем решительно пресекать коррупцию в военной промышленности и Вооружённых Силах", – письменно обещает наибольший из двух карликов. Тем временем в НИИДе, по рассказу инженеров: "По итогам работы за октябрь месяц руководством института без участия балансовой комиссии была назначена минимальная премия: 15% – семи сотрудникам , 16% – одному сотруднику, 18% – шести сотрудникам. (У остальных сотрудников премия колеблется от 25 до 28%). Большая часть "сэкономленных" денег из тех, что были сняты у сотрудников, были незаконно присвоены (по 9000 рублей) зам. директора Шароновой Н. И. и директором Гейкиным В. А., процент премии которых составил 40,9 и 37% соответственно. Из фонда директора благонадёжным сотрудникам, при условии возврата Шароновой Н. И. 20% от полученной суммы, назначались дополнительные премии".
       Хижный Дмитрий Эльмирович и Федоренин Анатолий Владимирович осмелились подать жалобу на октябрьское депремирование в конфликтную комиссию, оная конфликтная комиссия оставила решение о депремировании в силе. Вскоре директор филиала НИИД Гейкин "тонко намекнул" и Хижному, и Федоренину, что собирается найти повод и уволить обоих. А ещё немного времени спустя, после опубликования обращения Федоренина и Хижнина:
       "Глава института срочно стал избавляться от тех сотрудников, которые могли подтвердить эту и другую информацию, порочащую их (Шаронову и Гейкина). Конечно, всё происходит "по собственному желанию". Рычагов давления на подчинённых у директора достаточно: это и прямые угрозы, и денежные поощрения. Дошло до того, что Гейкин В. А. позвонил Кутикову В. М., проработавшему на предприятии более 45 лет, в воскресенье вечером и "попросил" утром подать заявление на увольнение "по собственному желанию". В феврале 2012 г. из НИИД уже уволилось "по собственному желанию" два начальника лабораторий (Михайлов А. В. и Зеленская М. А.), начальник производственного участка (Кутиков В. М.) и нач. БТИЗ (Ломовская Н. Д.). Налицо развал института, который провоцирует директор Гейкин В. А.
       Из лабораторий непокорных начальников были переведены в другие подразделения все специалисты и, как нетрудно догадаться, тоже "по собственному желанию>". Сотрудникам института под угрозой увольнения было запрещено общаться с Хижным Д. Э. и Федорининым А. В., подходить к ним ближе, чем на 20 метров.
       Провинившаяся нач. лаб. Зеленская М. А. из-за общения с опальными начальниками (завлабами Хижным и Федорениным) тут же лишилась своих сотрудников и была вынуждена подать заявление "по собственному желанию".
       ... С просьбой прекратить беспредел Хижный и Федоринин обратились к непосредственному начальнику Гейкина В.А. – директору по НИР и ОКР завода Потапову А. Ю., но не были услышаны.
       Последними шагами деятельности дирекции института были приказы, по которым у провинившихся начальников лабораторий отняли производственные участки, ими организованные и обустроенные за многие годы". Хижный и Федоренин обратились за помощью в отделе по режиму и безопасности у Левченко А. Я, а также директору "Салюта" Масалову В. Е., никакой пользы это пока не принесло.
Под властью рожденных ползать
Следует отметить, что данная ситуация была бы уже крайне неприятной, сложись она только в одном НИИДе, но, увы. Как пишут в открытом письме сотрудники ОКБ им. А.И. Микояна, итогом деятельности нынешнего миговского руководства стали:
       "долг в размере 48 млрд. рублей; закрытие ряда тем (1.44, МиГ-АТ, МиГ-110); срыв Алжирского контракта; проигрыш тендера в Индии; задержка поставок Индии МиГ-29К, задержка с решением вопросов по МиГ-29К для ВМФ РФ; отстранение ОАО РСК "МиГ" от участия в тендере Министерства Обороны РФ по беспилотным летательным аппаратам..." Если же вспомнить про заботу о кадрах авиапрома, то "...Оклад ведущего инженера и ведущего конструктора, которые реально отвечают за работу того или иного агрегата проектируемого изделия составляет от 8000 руб. до 10 000 руб..." (из того же открытого письма).
       А, как сообщили нам трудящиеся ульяновского авиазавода "Авиастар СП", в течение всего предыдущего года "Авиастар", между прочем, проанонсированный В.В.П. как "флагман отечественного авиастроения", выпустил всего две машины. Два самолёта ТУ-204 ВИП-класса. Оба, кстати, были заказаны сразу же после визита Путина в Ульяновск.
       В общем, что тут ещё можно сказать, только одно. Пока Советский Союз пытался быть государством рабочих и крестьян – ему нужны были крылья, а вот энергетической сверхдержаве крылья решительно без надобности!

Александр Зимбовский (февраль 2012 г.).




ВОКРУГ ОДНОГО ПИСЬМА. НАСКОЛЬКО ТРУДОВОЙ УРАЛ ЛЮБИТ ПУТИНА?

       Совсем недавно в прессу было вброшено письмо от рабочих Нижнетагильского Уралвагонзавода. Авторы оного опуса заявляли, что создали комитет в защиту Путина и призывали все остальные трудовые коллективы поступить так же.
       Сказать, что редакция нашей газеты была сильно удивлена оным манускриптом – значит не сказать ничего. Дело в том, что наши корреспонденты периодически бывали на рабочем Урале, и прочитанное сильно расходилось с тем, что они видели и слышали лично.
       Впрочем, лишняя проверка никогда не помешает, поэтому мы решили связаться с активистами рабочего движения Урала и выяснить у них, действительно ли опорный край державы внезапно захлестнула волна горячей любви к одному из двух кремлевских карлов.
5% можно найти всегда
       Наумов Анатолий Георгиевич, председатель ГМПРовского цехкома НТМК (Нижнетагильского металлургического комбината) рассказал, что мероприятие, на котором некоторые сотрудники Уралвагонзавода выразили поддержку Путину, действительно было проведено. "Люди разные бывают, – пояснил он, – процентов 5 работников, которые молятся на Путина, как на икону, есть на любом предприятии. Можно их даже на митинг вывести, особенно, если что-нибудь им заплатить за это".
       Впрочем, по словам Анатолия Наумова, мнение, высказанное этой группой, "вряд ли отражает позицию всего коллектива. У них на Уралвагонзаводе в кризис были сильные простои, сокращения. В результате на выборах Дзержинский район (именно в этом районе живут рабочие Уралвагонзавода) голосовал за КПРФ и "Справедливую Россию".
       Аналогичны, по словам Анатолия Георгиевича, настроения и на его комбинате. "На подшефном избирательном участке нашего цеха первое место заняла "Справедливая Россия", Единая Россия – только второе. У меня лично очень много знакомых, почти никто из них не голосовал за ЕДРО, и все были очень удивлены, когда было объявлено, что рейтинг ЕДРА – 49 процентов", – говорит А. Г. Наумов.
Он подарил нас Рашникову
       Андрей Романов (Городское Рабочее Объединение Магнитогорска) заявил, что работники Магнитогорского Металлургического комбината (градообразующего предприятия Магнитки) не очень любят Путина, поскольку именно Путин помог нынешнему владельцу ММК г. Рашникову стать хозяином завода и города. Именно Путин, так считают трудящиеся, крышевал огромную бизнес-операцию по "честному" отъему акций у рабочих, в том числе у ветеранов Магнитки, отдавших комбинату всю свою жизнь. Не добавило любви к существующему в России конституционному строю и то, что ставленник Путина, захватив ММК, устроил рабочим крайне "веселую" жизнь. Две трети работников были переведены в дочерние предприятия (падение зарплаты практически вдвое), для всех рабочих была установлена палочная дисциплина (работник комбината может потерять премию, разряд, а то и саму работу за то, что поговорил с мастером не в том тоне, пришел на работу не за 15 минут до начала смены, а за 13-14, взял в год несколько больничных, отказался скрыть производственную травму).
       Так же, по словам А. Романова, Магнитогорск был сильно удивлен официально оглашенными результатами выборов. Ибо сначала СМИ официально объявили, что рейтинг Ядра 37 %, потом замолчали на сутки, потом ошарашили всех рейтингом 63%.
Горячий привет от шахтеров
       Лидер независимого профсоюза горняков СУБРа (Северо-Уральского бокситового рудника) Валерий Золотарев попросил передать Путину привет, а также обещание, что Североуральск за Путина голосовать не будет!
Вон!
       Лидер свердловской первички межрегионального профсоюза железнодорожников Матвей Сальников, описывая отношения трудового Урала к ВВП, рассказал две следующие истории: "Вот прихожу к подъезду, стоят люди, просят впустить. Я спрашиваю: "А вы кто?" Они: "А мы агитаторы за "Единую Россию". Я говорю: "Идите отсюда!" Они: "И за что нас так все не любят, отовсюду гонят? Мы же просто работаем".
       ...Потом акция протеста против жульничества на выборах прошла. Хотя митинг и был несанкционированным, все равно там несколько тысяч человек собралось. Вместо плаката взяли плюшевого медведя, посадили на кол, подняли. Вот такое у нас отношение к Путину и к Едру".
       Автору материала просто нечего добавить к столь исчерпывающим пояснениям!

Александр Зимбовский (январь 2012 г.).



"САЛЮТ". МЕДВЕДЕВ СКАЗАЛ. МОТОРА ВСЁ РАВНО НЕ БУДЕТ

       Как заявил один всем известный ядрёный карлик, некто г. Медведев, в России в настоящее время разрабатывается авиационный двигатель пятого поколения. Однако сотрудники Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (НИИД) категорически опровергают это.
       "НИИД – он один. Технологии изготовления такого двигателя могут быть разработаны только у нас. А наши руководители г. Гейкин (директор филиала НИИД) и Шаронова Н.И. (зам. директора НИИД) блокируют все научные изыскания и исследования!" – заявляют инженеры. Следуют отметить, что разработчикам авиационных моторов не просто не дают работать. Их ещё и активно выживают с завода, а именно:
       После перевода на окладную систему сотрудникам НИИД перестали выплачивать сверхурочные, и в итоге их реальный доход резко упал.
       Сотрудников переводят с места на место без их согласия и разумно обоснованной причины. Более того, некоторых сотрудников заставили (угрожая увольнением) "добровольно" перевестись на более низкую должность.
       Сотрудников депремируют индивидуально, причём по таким достаточно странным поводам, как: имел больничные листы; не отработал фонд рабочего времени (имеется в виду, естественно, не прогул, а достаточно стандартная для НИИДа ситуация, когда человеку предоставляют день за свой счёт, затем отработать этот день не дают); не дал откат (как рассказал автору материала один из сотрудников НИИД, Шаронова заявила ему, что выплатит премию только за откат в 20% от суммы).
       Сотрудников депремируют массово, так, за октябрь многим работникам НИИДа срезали премию наполовину (была до того момента 30% от зарплаты – стала 15%. Кстати, по имеющейся у сотрудников информации, большая часть конфискованного премиального фонда пошла на премию лично Шароновой Н.И.).
       Двое инженеров: Хижный Дмитрий Эльмирович и Федоренин Анатолий Владимирович осмелились подать жалобу на октябрьское депремирование в конфликтную комиссию. Конфликтная комиссия оставила решение о депремировании в силе. Вскоре директор филиала НИИД Гейкин "тонко намекнул" и Хижному, и Федоренину, что собирается найти повод и уволить обоих.
       Естественно, подобная политика не могла не привести к тому, что из института начали уходить ведущие специалисты. Достаточно отметить, что если ранее в НИИДе трудилось пять докторов наук, то теперь их осталось два. Ну, или, как говорят, сотрудники – один, поскольку второй доктор наук – это как раз вышеупомянутый Гейкин, а он трудится не над созданием авиационного двигателя, а, увы, совсем наоборот.
       Впрочем, описанные проблемы не уникальны для НИИДа.
       Схожим образом: перевод на окладную систему, депремирования, перевод на временные договора, попытки выселить из заводского общежития, постепенно выживают трудящихся со всего "Салюта". И это притом, что заказы на заводе есть, только вскоре станет (если такая политика продолжится) неясно, кто их будет выполнять.
       По мнению инженеров и рабочих завода о причинах, по которым администрация ведёт подобную политику, догадаться нетрудно: "Сейчас в мире авиационные двигатели производят только в 5 странах. Выбить одного конкурента. Понятно, что это очень выгодно!"

Александр Зимбовский (ноябрь 2011 г.).



ТРЁХГОРКА. РУКИ ПРОЧЬ ОТ ПРЯДИЛКИ!

       23 мая 2011 г. рядом со зданием ОАО "Трёхгорная мануфактура" прошла акция протеста. Её участники, работники "Трёхгорки", держали плакаты: "Выжить можно, но дальше так жить нельзя!", "Руки прочь от прядилки!", "Трёхгорка – право на труд!", "Закрыть прядение – уничтожить Трёхгорку!"
       Как рассказала автору материала председатель Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Соснина Татьяна Ивановна, собственник "Трёхгорки" г. Дерипаска планирует упразднение прядильного производства на ОАО "Трёхгорная мануфактура". Будут выброшены на улицу высококвалифицированные рабочие и специалисты (более 100 человек), при этом для уволенных резко возрастёт плата за проживание в общежитии. Будет порезано на металлолом уникальное оборудование.
       По словам Т. И. Сосниной, по распоряжению Правительства Москвы от 31 августа 2006 года "О реформировании территории ОАО "Трёхгорная мануфактура" №1709-РП предусмотрено перебазирование до 2014 года "Трёхгорной мануфактуры" в Ярославскую область на ОАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат". Однако собственник, чтобы быстрее получить прибыль от сдачи площадей в аренду, собирается не переводить, а уничтожать ведущее текстильное предприятие (между прочим, имеющее 200-летнюю историю).
       Кроме этого, закрытие "Трёхгорки" приведёт к социальной катастрофе в городе Гаврилов Ям: ОАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат" (градообразующее предприятие, численность работников – около 500 человек) работает на пряже, выпускаемой "Трёхгоркой".
       Также, по словам Татьяны Ивановны, "при уничтожении "Трёхгорки", флагмана российского производства текстиля, возникает серьёзная угроза для всей отрасли. Будет ли текстиль в России – вопрос национальной безопасности страны!"
       Участники акции требовали:
       "– от руководства ОАО "Трёхгорная мануфактура" – сохранения прядильного производства и отзыва уведомлений об увольнении работников;
       – от Правительства Москвы – контроля за сохранением всего комплекса производственных мощностей ОАО "Трёхгорная мануфактура" и зданий исторической ценности;
       – от Правительства Российской Федерации – создания условий для развития текстильной и легкой промышленности!"
       Следует отметить, что владелец фабрики отреагировал на акцию протеста, точнее, даже на её подготовку, причём, весьма своеобразным образом. А именно, людям, собирающимся приезжать на акцию в Москву из Гаврилова Яма, сообщили, что после поездки они будут уволены. Кроме этого, им угрожали, что в Москве у них сначала отберут паспорта, а затем арестуют.
       Что же до рабочих из Москвы, то им, наоборот, обещали, причём даже письменно, что те, кто не будет протестовать, получат при увольнении добавочное трёхмесячное пособие.
       Автор материала допускает, что чего-то хорошего пообещали и чиновникам из префектуры. А может, и не пообещали, но в любом случае организаторы пикета подавали уведомление на 100 человек, а им выдали разрешение на 10 (рабочим пришлось стоять с плакатами по очереди). Господа чиновники мотивировали сие тем, что большее наполнение площади создаст препятствия для движения пешеходов и автомобилей.
       Следует отметить, что площадка перед центральной проходной, на которую было подано уведомление, расположена СУЩЕСТВЕННО НИЖЕ тротуара и дороги ("Трёхгорка" не зря называется именно так). Спускаться на эту площадку надо по лестнице (!). И вот представим, как по этой лестнице может проходить движение автотранспорта (автор материала от души завидует чиновникам из администрации и заверяет, что лично ему ни за что не выпить столько способствующей развитию творческого воображения жидкости).
       И, наконец, в день акции центральная проходная была закрыта. Работники были пущены через другую проходную.
       Естественно, несмотря на всё это, люди пришли. Если собственник не откажется от планов уничтожения "Трёхгорки", люди придут снова.

Александр Зимбовский (май 2011 г.).



САЛЮТ. ОТНЫНЕ ДВЕРИ ЗАКРЫТЫ

       Как известно всем, кто работает на ФГУП ММПП "Салют" (крупнейшем российском специализированном предприятии по проектированию, производству и сервисному обслуживанию авиадвигателей АЛ-31Ф (для самолетов семейства "Су", по ремонту двигателей для Су-22 и МиГ-25, изготовлению узлов и деталей двигателей для самолетов Бе-200, Ту-334, Ан-74ТК-200, Ту-230, Ан-70, Ан-180 и Як-130, энергетических установок ГТЭ-20Си т.д.) каждый год, перед майскими праздниками, на заводе проводились различные мероприятия, в том числе чествование ветеранов и день открытых дверей.
       В этом году традиция была изменена. А именно чествование ветеранов осталось, что же касается дня открытых дверей, то он был отменен без объяснения причин. Впрочем, работники "Салюта" видят причину в том, что ФГУП "Салют" готовят к акционированию (акционирование – процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа), то есть, если называть вещи своими именами к растаскиванию, распродаже, разорению и сдаче освободившихся площадей в аренду, а, значит, новые рабочие и инженеры, ну и, соответственно, и день открытых дверей, дирекции абсолютно без надобности.

Александр Зимбовский (апрель 2011 г.).



Тушинский авиазавод. Собственнику не нужны крылья!

       Тушинский авиазавод был основан в 1932 году для освоения новейших образцов авиационной техники. Именно на этом заводе сделали и запустили в серию истребителей Як (за время войны заводом было выпушено более 3-х тысяч машин). После войны, вдобавок к самолётам, на ТМЗ начали изготовлять авиационно-космическую и ракетную технику, а также продукцию мирного назначения. В 80-90-х годах ТМЗ был одним из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности страны.
       В настоящее время на сайте Тушинского машиностроительного завода висит информация о том, что ТМЗ производит боевые самолёты, зенитно-ракетные комплексы, космические корабли многоразового использования ("Буран"), а также городские автобусы и троллейбусы, и многое другое. А рядом красуются объявления о сдаче помещений завода в аренду (как говорится, no comment).
       КБ "Молния" (изначально КБ "Буревестник"), было выделено в связи с усложнением производства из состава завода в 1965 году. На сайте "Молнии" также декларируется, что "на НПО "Молния" ведутся работы по проектированию многоцелевых авиационно-космических систем, гражданских самолётов-трипланов малой и большой грузоподъёмности". И висят объявы о сдаче в аренду офисных, складских и производственных помещений.
       О том, что конструкторское бюро КБ, некогда создававшее чудеса инженерной мысли, тот же самый "Буран" и не только, ныне живёт арендой (ну, кому нужны передовые технологии в нефтяной сверхдержаве), говорят и сами работники "Молнии". "Нам платят по минимуму, – рассказывают они, – а зачем начальству давать больше? Начальство само говорит, что ему нужны не инженеры, а экономисты и менеджеры, чтобы с аренды шёл больший доход. Нет, нас не сокращают, чтоб не взбунтовались. Ждут, пока мы все уйдём сами или умрём – естественной смерти трудового коллектива!"
       Впрочем, так ведёт себя руководство "Молнии", хозяева же самого ТМЗ проявили к коллективу гораздо меньшую "терпимость". Автору материала неизвестно, с чем это связано: то ли с тем, что на ТМЗ работает больше людей, чем в КБ, а значит, и издержки на их зарплату больше, то ли с тем, что площадь завода больше площади КБ, а значит, и начать сдавать её в аренду не частично, а полностью хочется побыстрее.
       В любом случае в октябре 2010 года собственник поставил на ТМЗ нового генерального директора г. Иляшенко, и процесс развала уникального предприятия сразу же перешёл из вялотекущего состояния в состояние обострения.
       А именно, произошли странные кражи дорогого и крупногабаритного оборудования (к примеру, украденные пресс-формы для изготовления железнодорожных переездов весят по пять тонн каждая, без согласования с охраной такое не вывезешь), с декабря 2010 года работники предприятия были отправлены в простой, а затем начались массовые увольнения (действительно, зачем рабочим зря простаивать?).
       Трудовому коллективу ТМЗ это "почему-то" не понравилось. После массовой акции протеста г. Иляшенко был снят. Уволенные были восстановлены, правда, не все. Однако работы на заводе по-прежнему почти нет. Трудящиеся получают по 10-12 тысяч рублей. Есть информация о том, что намечаются новые сокращения.
       Впрочем, чего ещё можно было ждать? Ведь, хотя директор и сменился, завод по-прежнему остался в руках эффективных собственников (главными акционерами ОАО "ТМЗ" являются департамент имущества Москвы и ОАО АКБ "Банк Москвы"), а, как показала практика, причём не только ТМЗ, но и всех авиастроительных предприятий по стране, – эффективному собственнику не нужны крылья!

А. Зимбовский (март 2011 г.).


"Авиастар" СП. Так строится авиационная держава

       Как некогда заявила одна небезызвестная особа, которая то ли наше всё, то ли почти всё, "Россия была, есть и будет авиационной державой. Усилиями нескольких поколений у нас были заложены и развивались прочные традиции авиастроения, и нужно максимально использовать все имеющиеся возможности для подъёма отечественной авиации в условиях XXI века и требований сегодняшнего дня". (Владимир Путин, РИА "Новости").
       О том, как дела в "авиационной державе" обстоят в реальности, рассказывают автору статьи рабочие Ульяновского завода "Авиастар" СП.
       "Есть зарплата, её даже несколько раз увеличивали, – говорит один из собеседников. – Только, вот, несмотря на увеличение, когда я несколько лет назад устраивался на завод, я получал больше". Причём, по словам рабочих, зарплата съедается не только инфляцией, но и "урезанием технологического времени" и прочими милыми штучками, которыми руководящие заводом эффективные менеджеры владеют достаточно хорошо. "Нами управляют экономисты, они умеют хорошо уменьшать издержки, причём за счёт снижения зарплаты. Собственно, это единственное, что они умеют!" – говорят работники завода.
       Впрочем, эффективные менеджеры умеют ещё кое-что. А именно эффективно увеличивать собственное поголовье. Так, при Союзе, что на Ульяновском авиастроительном заводе, что по всей отрасли в целом, трудилось в несколько раз меньше начальников, чем сейчас эффективных менеджеров (то, что в конце 1980-х годов четверть гражданских самолётов и 40% военных самолётов мира производились в Советском Союзе, а ныне доля российских самолётов в мировом авиапарке снизилась до 2%, случайное совпадение, не более того).
       И напоследок следует заметить, что параллельно росту эффективных управленцев, прошло резкое сокращение других сотрудников. В том числе вспомогательных рабочих. К примеру, по словам электриков, если до этого корпус ОБЧ обслуживало 7 человек, то теперь двое. Возможно, эффективные руководители считают, что по подписанным ими бумагам ток может идти так же хорошо, как и по проводам.
       Причём сокращают не только целыми профессиями, но и целыми учреждениями. Как говорят работники "Авиастара": "при Союзе самолёты разрабатывались в специальном КБ, а затем пускались в серию, сейчас Московские КБ практически ликвидированы, в основном от них остались одни конторские здания, а площади сдаются в аренду, а менеджеры хотят от "Авиастара", чтобы он совмещал и экспериментальное, и серийное производство, причём производство было рентабельным уже на экспериментальной стадии, а это невозможно!"
       Однако в любом случае сейчас на "Авиастаре" есть заказ. Два самолета Ту-204СМ. Часть людей работает на них. Часть находится в простое, получает две трети заработка, и, достаточно часто, доплату за то, что заменяют разнорабочих. Собственно разнорабочие в основном уже поувольнялись (при зарплате разнорабочего на "Авиастаре" менее 5 тысяч, это не удивительно).
       Есть информация, что будущее завода обеспечено, поскольку Ульяновск собираются сделать авиационной столицей России, есть информация, что с 1 апреля в простой будет переведено ещё больше рабочих, а также запланированы сокращения.
       Чему из этого верить, каждый может решить сам, исходя из личного опыта наблюдения эффективности эффективного менеджмента, а также осознания факта, что среднемагистральный широкофюзеляжный самолёт (Ту-204СМ) является усовершенствованной версией самолётов Ту-204. Она была призвана сменить в авиакомпаниях устаревшие Ту-154. ["О мерах, принимаемых правительством Российской Федерации по обеспечению воздушного транспорта современными отечественными воздушными судами". – Минпромторг России, 23 декабря 2009 года.] Однако уже в начале 2010 года выведенные из эксплуатации авиакомпанией "Аэрофлот" самолёты этой марки планируется заменить (ну, и уже заменяют) авиалайнерами A320 производства западноевропейской компании Airbus (Смена крыла. - Эксперт Online)

А. Зимбовский (март 2011 г.).


Североуральск. Оптимизация по-махраковски

       Когда-то давным-давно нам говорили, что при капитализме дефективный (извиняюсь, эффективный) собственник, лично заинтересованный, своим кошельком, так сказать, отвечающий за развитие производства, организует его наиболее оптимальным образом. Думаю, работники многих умерших или умирающих предприятий могут хорошо объяснить, насколько этот оптимальный образ действительно был оптимален. Впрочем, в некоторых местах "оптимальность" и вправду повысилась. За счёт чего – об этом может рассказать, например, лидер Североуральского независимого профсоюза горняков Валерий Золотарёв.
       "В июле 2009 года к нам был прислан с Кузбасса Махраков Иван Васильевич, между прочим, автор научного труда "Обоснование направлений повышения интенсивности горного производства на шахтах высокого технического уровня", – рассказывает Валерий. – Махракову была поставлена задача ликвидации профсоюзной организации и сокращения себестоимости до минимума!".
       Сократить численность профсоюза сему не очень почтенному господину не удалось (по словам Валерия Золотарева, те, кто продержался в организации до сего времени, уже крайне плохо поддаются давлению), но вот работы на шахте г. Махраков, что называется, оптимизировал.
       Во-первых, индексации зарплаты не было в течение двух лет, впрочем, у некоторых работников она не только не поднялась, но и упала. "На все вопросы профсоюза нам отвечают: "Ребята, это не в нашей компетенции. Это решает руководство компании "РУСАЛ", – рассказывает В. Золотарев.
       Во-вторых, видимо, "в нагрузку" к замораживанию зарплаты Махраков начал увеличивать интенсивность труда. "Вот, например, на СУБРе в апреле (2010) не хватало 60 работников, – рассказывает Валерий. – В службе занятости тогда состояло на учете 63 человека, пришедших из армии. Их трудоустраивать не стали. Вместо этого бригады, уже работающие на СУБРе, вынудили в очередной раз взять на себя дополнительные обязательства".
       Понятно, что, как и положено по теории капитализма, о которой нам столько говорили с телеэкранов, дополнительный труд вознаграждается дополнительной зарплатой. Понятно, что, как это положено при капитализме на практике, которую мы столько наблюдаем своими глазами, обмен этого дополнительного труда на дополнительные деньги проводится по правилам, выгодным исключительно работодателю.
       "Вот ко мне приезжает один бригадир, – рассказывает Валерий Золотарев. – Ну так вот, у него и до взятия обязательств производительность труда была высокая – 12 кубов в смену на человека, когда он их взял – стала 15. А, поди, столько возьми. Выполнила их бригада дополнительно к своей месячной норме ещё и месячную работу 4 человек. Если взять за среднюю зарплату 40 тысяч в месяц, то они заработали 160 тысяч. А им на всю бригаду дали 40!"
       Почему бригады (на сегодняшний день более половины бригад) берут на себя такие обязательства? "Их просто загнали в угол, – рассказывает Валерий Золотарев, – те бригады, которые не берут обязательств, оказываются в худшем положение. Каким образом? Бригаде нужно для выполнения плана добыть определенное число кубов. Эти кубы раскидываются по числу смен. Причём закрываются наряды не 30-31 числа, а 25-го. И вот бригадир планирует, чтобы бригада нормально выполнила план и получила нормальную зарплату, добыть за оставшиеся 5 дней, допустим, 250 кубов. А ему не утверждают, говорят: "Нам не надо 250 кубов, уже другие бригады нужное количество добыли, а тебе и 150 хватит!" В итоге недовыполнение плана и снижение зарплаты!"
       Понятно, как такая ситуация сказывается на условиях труда, на росте травматизма. "Для того, чтобы выполнить такие нормы, людям приходиться работать в тех местах, где работать нельзя. У нас шахты опасные по горным ударам, – рассказывает Валерий Золотарёв. – А тут работник вынужден идти в удароопасные условия. Понимает, что может погибнуть, но всё равно вынужден идти!"
       Впрочем, следует отметить, что в будущем руководство "РУСАЛа" планирует сделать жизнь североуральских шахтеров ещё интереснее. А именно, в ближайшее время пройдёт волна массовых сокращений. "Русал говорит, что мы построим "Черёмуховскую глубокую" к концу 12-го года, – объясняет Валерий Золотарёв. – К этому же времени запланировано закрытие шахты "Черёмуховская" (без работы останется 1600 человек) и шахты "Красная шапочка" (1100 человек). Понятно, что оба эти трудовых коллектива разместить на одной шахте нереально!" Впрочем, следует отметить, что подобное отношение к людям не есть проявление исключительно скверных личностных черт малопочтенного господина Махракова. "Не был бы он, был бы другой, – говорит Золотарёв, – это политика компании!"
       Остаётся вопрос, один маленький вопрос: долго ли шахтёры будут терпеть эту, как бы так помягче, поцензурнее сказать, политику?

А. Зимбовский (февраль 2011 г.).


Завод Уралшина. Обыкновенная модернизация

       Уральский шинный завод (впоследствии ОАО "Уралшина") был основан в 1943 году для оснащения массивными шинами бронетанковой и гусеничной техники. В 70-ом завод начал выпускать грузовые и мотоциклетные шины, оставаясь при этом головным поставщиком массивных шин для военной техники и промышленного транспорта.
       В связи с конверсией завод внедрил в серийное производство массивные шины для автопогрузчиков типа Суперэластик. Следует отметить что: во-первых, ОАО "Уралшина" являлся единственным предприятием в РФ, освоившим выпуск подобной продукции, во-вторых, продукция ОАО "Уралшина" по качеству не уступала зарубежным аналогам, что подтверждается международными призами и дипломами (Международная звезда за качество – Мадрид; Международная золотая звезда за качество – Мехико; Приз "Факел Бермингама" – Бермингам, штат Алабама; и т.д.), в-третьих, продукция "Уралшины" была существенно дешевле аналогичной зарубежной продукции.
       И как, по-вашему, исходя из вышеизложенного, могло ли подобное предприятие разориться? Ответ прост: нет такого производства, которое не могла бы угробить рыночная экономика и дефективный (извиняюсь, эффективный) менеджмент. "СИБУР (Нефтехимический холдинг) приобрел наш завод, чтобы продать его подороже, – рассказывают рабочие шинного, – хотел продать его "Уралвагонзаводу" но…"
       Но тут, по словам рабочих, и вступил в действие принцип "эффективного" менеджмента. Ведь, если до покупки предприятия СИБУРом, шинный завод управлялся одним директором и тремя его замами, то теперь на предприятие имелись директор по качеству, директор по персоналу, директор по безопасности, и т.д., всего 11 штук директоров. Известно, что у семи нянек дитя без глаза, а уж у 11-ти… В общем, эти "эффективные" господа полгода не могли правильно оформить документы на продажу. В результате, по словам рабочих, сделка сорвалась, и уникальное предприятие стало СИБУРу не нужно. Не нужно, и все.
       Автор материала сразу хотел оговориться, что ему не понятна причина подобного поведения СИБУРа. Он не знает, оплатил ли кто уничтожение конкурента (напоминаю, "Уралшина" был монополистом) или просто проявилась полная экономическая бездарность и бесхозяйственность новых владык жизни.
       Но в любом случае в 2009 году завод перевели с 5-и дневки на трёхдневку. (Причём, по словам бывших рабочих шинного, "заказы были, их было много, но завод их не брал"). Потом пошли сокращения. Людей увольняли группами по 49 человек. Именно по 49, рабочие подозревают, что "на увольнение 50 человек свердловская служба занятости реагирует, а на увольнение 49 еще нет". После окончания сокращений завод несколько месяцев работал в обычном режиме. "Зачем переводили на трёхдневку, – говорит один из моих собеседников, – всё очень просто. Так у меня была зарплата 21 тысяча (до начала всех этих милых фокусов трудящиеся на шинном получали от 15 до 20 с хвостом), а так стала 14 – соответственно, размер пособия по увольнению…"
       Впрочем, обычная работа продолжалась недолго. В декабре 2009 года работодатель сократил 1400 человек сразу. В итоге на заводе осталось чуть меньше 200 человек. А после сокращений, прошедших в декабре 2010 года, – чуть меньше 80. В настоящее время на шинном заводе функционирует только один цех (военное производство). Оборудование, ранее стоявшее в других цехах, демонтировано. Самое новое вывезено на другие шинные заводы СИБУРа, чуть более старое, но вполне работоспособное, сдано в металлолом. Бывшие сотрудники (изначально на шинном работало около 2000 человек) частично устроились на другой свердловский завод (завод Резинотехнических изделий), частично сидят на пособии.
       В ответ на все письма, некогда отправленные трудовым коллективом завода правительству Свердловска, правительству Свердловской области, лично Путину, пришла короткая отписка: "Вы нерентабельны!"
       Такая вот на шинном заводе прошла "модернизация", бессмысленная и беспощадная, как, впрочем, и вся рыночная экономика в РФ.

А. Зимбовский (31 декабря 2010 г.).


Таганрогский автозавод. Рабочие требуют зарплату

       12 ноября около 100 рабочих сборочного цеха Таганрогского автомобильного завода приостановили работу. Акция протеста была вызвана тем, что работодатель до сих пор рассчитался за сентябрь только наполовину.
       Недостаток средств хозяева завода возмещали речами в духе: "Деньги нужны срочно на растаможку запчастей. Вы же не хотите, чтобы завод встал. Мы же все одна большая семья".
       Однако почему-то рабочие посчитали, что эти речи не могут служить достойной заменой зарплате. Кроме этого, им непонятно, почему, если завод "одна семья", компенсировать "семейные трудности" нужно именно за счет их зарплаты (в среднем от 8 до 10 тысяч), а не за счет гораздо больших ставок "старших" членов семьи (начальник цеха получает от 50 тысяч рублей, начальство большего калибра, соответственно, значительно больше). Акция протеста продолжалась с 8-00 до 12-00 и прекратилось после того, как начальник цеха пообещал, что долги будут погашены в течение нескольких дней. К сожалению, работники не добились немедленной выплаты зарплаты, на что они, по ст. 142 Трудового кодекса РФ, имели полное право. По словам Сергея Пенчукова (председателя профкома автозавода), в случае, если обещания будут нарушены , профсоюз начнет работу над организацией новых акций протеста: индивидуальных отказов от работы исполняемых максимальным количеством людей.
       Напоминаем, что ст. 142 Трудового кодекса РФ предоставляет работнику право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней, письменно известив работодателя, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

А. Зимбовский (ноябрь 2010 г.).


Бабаевская фабрика. Не пора ли остановить этот менеджмент?

Такая вот забота
       Как сообщается в рекламных агитках "Бабаевской" фабрики, "руководство концерна уделяет большое внимание социальным программам и заботе о своих сотрудниках. ИАЦ "Информкондитер".
       Естественно, в "суровое кризисное время" менеджмент концерна был "вынужден" "затянуть пояса", причём отнюдь не на себе. Были сильно уменьшены премии, практически ликвидированы все надбавки, в итоге зарплата рабочих упала до 12-15 тысяч рублей. А у кого и пониже... В результате многие работники вынуждены, чтобы хоть как-то свести концы с концами, перерабатывать, пахать по 12 часов подряд. Естественно, оклад самих менеджеров остался на прежнем уровне - не менее 50 тысяч у начальства самого низкого звена. Ведь, как известно, эффективное управление – это наше всё.
       Так же интересны причины, заставившие руководство фабрики пойти на подобные меры. Конечно, как выше уже писалось, менеджмент ссылается на кризис, но... Но если просмотреть аналитические материалы, то мы увидим, что по одним экспертным оценкам спрос на продукцию шоколадных фабрик упал совсем немножко: "По мнению экспертов, кондитерский рынок не так сильно пострадал от кризиса, как другие отрасли. Кондитерские предприятия на сегодняшний день имеют небольшой, но всё-таки стабильный доход. Это связано с тем, что потребление кондитерских изделий всегда было, есть и, вероятнее всего, будет – вне зависимости от состояния экономики. Некоторые респонденты отмечают, что рынок продолжает расти, хотя темпы этого роста в последнее время и замедлились". (Обзор российского рынка кондитерских изделий). А по другим данным, спрос вовсе даже и не упал: "По оценке GLOBAL REACH CONSULTING, объём продаж шоколадных изделий в 2009 г. вырос в стоимостном выражении на 14%, что обусловлено ростом цен на шоколадную продукцию". Что же до прибыли "Бабаевской" фабрики, то она в 2009 г составила 273,5 млн. руб. (Рынок кондитерских изделий).
       Впрочем, то, что объём производства не уменьшился, работники могут видеть и сами.
       В общем, вот он, воспетый ещё в перестройку настоящий хозяйский взгляд, настоящий личный интерес, настоящий эффективный менеджмент, то есть уменье использовать любые обстоятельства для повышения своего личного дохода. Причём, если раньше, в незапамятные времена, существовала некая структура по борьбе со столь эффективными менеджерами (ОБХСС называлась), то в настоящее время она, вместе с прочими "пережитками социализма", увы, отмерла, а значит, товарищи, единственный способ хоть как-то улучшить свою жизнь – это объединиться и начать борьбу с эффективным менеджментом собственными силами. Причём, опыт борьбы рабочих Всеволожского "Форда", шахтёров Междуреченска, Федерации профсоюзов работников морского транспорта и многих других профсоюзов, говорит – нет ничего невозможного в том, чтобы добиться успехов в этой борьбе!
Осеннее обострение менеджмента
       Как известно, на носу осень, то есть сезон изготовления подарочных наборов. На эту работу уже набирают сотрудников из других городов. Причём набирают, это традиция, не через саму "Бабаевскую", а через посреднические фирмы, не имеющие чётко определённого юридического адреса.
       Как рассказывают работницы, попавшиеся на эту удочку в прошлом году, с ними произошло следующее: "Мы приехали. Нам предложили работать вахтовым методом. Обещали оплату 80 рублей в час (18 тысяч 600 рублей в месяц). Также обещали проживание за счёт компании, компенсацию расходов на проезд по Москве и питание. Нас это устроило". Следует отметить, что за приглашение на работу нанимающимся пришлось заплатить посреднической конторе по 1,5 тысячи рублей, за изготовление санитарной книжки по месту жительства – также около 1,5 тысяч рублей, за изготовление санитарной книжки в Москве (региональный представитель "Петролайн" заявлял, что нужно делать санкнижку дома, московский сообщил: "Эта книжка никуда не годится – идите вот в этот медцентр, снова проходите обследование") – 1,5 тыс. рублей, проезд от дома до Москвы и обратно стоит около 2-4 тысяч рублей, итого 7,5-8,5 тысяч. Кроме этого, по словам работниц: "анализы в Москве сдаёшь, ждёшь неделю, две, три. Не работаешь. Питание за свой счёт, у кого деньги были, все проели". Далее началась работа. "Мы работали, упаковывали новогодние подарочные наборы 6 дней в неделю по 11 с половиной часов в день", – рассказывает одна из бывших сотрудниц "Бабаевской", – и 30 минут нам оставляли, чтобы мы могли пожрать и сходить в туалет. Впрочем, обычно мы не ели. И столовая была далеко, и денег ни у кого не было. Ходить в туалет не во время обеденного перерыва не разрешалось".
       Впрочем, рабочее время соответствовало предварительно оговоренному, а вот зарплата... "Принесли 500 рублей, - "вот, девочки – это проезд", – рассказывают работницы, – потом какое-то время проходит – ещё 500 за проезд. И то он (мастер) давал на проезд только потому, что мы объединились и сказали, что больше бесплатно не поедем. А раз вообще, он приезжает, даёт две тысячи на 23 человека, и говорит: "Три дня на них ездить надо..." Впрочем, следует отметить, что размер "зарплаты" порадовал работниц ещё сильнее. За работу с конца сентября до конца октября сотрудницам выдали на руки от 2 до 4-х тысяч рублей (!). Если учесть то, сколько работницам пришлось заплатить за приглашение, санкнижки, дорогу, то они не только ничего не заработали, но и, наоборот, заплатили по несколько тысяч каждая "за право пахать на таких приятных людей!". Это не говоря о том, что кормились работницы за свой счёт. Причём, что характерно, "Бабаевская" фабрика к данному издевательству "никакого отношения не имела", а у "Петролайна" даже не оказалось реального юридического адреса.
       Так было в прошлом году. Так будет и снова. Зачем эффективному менеджменту отказываться от схем, которые работают. Только вот не пора ли нам, товарищи, отказаться от этого эффективного менеджмента?
публикации 

 




Hosted by uCoz
SpyLOG Rambler's Top100