Где не погибло слово, там дело еще не погибло. А.И.Герцен на первую страницу сайта

                           Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
АНТИПУТИН  
АНТИВОЙНА  
АНТИАРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 
 
free counters
Free counters

 
 
       
публикации 
 
 

ДИСКУССИЯ О ПИРАТАХ И АВТОРСКОМ ПРАВЕ


ГДЕ ТЫ, ВЕСЁЛЫЙ РОДЖЕР?

С 1 января 2008 года в России вступила в действие 4-я часть Гражданского кодекса РФ. Она вводит, по общему мнению, "драконовские" ограничения на копирование информации. Срок действия авторского права в России недавно был увеличен с 50 до 70 лет со дня смерти автора.
В библиотеках (например, в бывшей "Ленинке") уже висят объявления о том, что некоторые привычные действия по копированию библиотечных произведений отныне стали противозаконными. Свободно копировать можно только издания до 1938 года (70-летней давности). Видимо, библиотекари исходят из того, что все тогдашние авторы умирали сразу в день публикации. Похоже, они несколько преувеличивают размах репрессий 1938 года... Например, художник-карикатурист Борис Ефимов, начавший публиковаться в 1916 году, до сих пор жив-здоров...
А в романе Стивенсона "Остров сокровищ" пираты распевали песню:
Пятнадцать человек на сундук мертвеца
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведёт до конца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Как известно, пиратам в романе долгонько пришлось дожидаться "сундука мертвеца". А когда их терпение лопнуло и они пожелали завладеть сундуком досрочно, почти всех их перестреляли. Видимо, именно этот правовой прецедент был положен в основу новых законов об авторском праве. Ждать "сундук мертвеца" теперь придётся добрых 70 лет после смерти владельца!
А ведь, например, отцы-основатели США ограничили срок действия авторского права всего какими-то жалкими 14 годами, считая со дня первой публикации. Если бы такие мягкотелые законодатели завелись сегодня на нашей планете, не уйти бы им от ярлыка "покровителей и пособников пиратов"! С тех пор срок действия авторского права в США увеличился во много раз - до 70 лет после смерти автора! - и в таком виде оно теперь расползается по всему свету. Оно и понятно: ведь авторское право постепенно становится краеугольным камнем в мировом экономическом порядке. Схема довольно проста: богатейшая часть человечества ("золотой миллиард") производит "интеллектуальный продукт" (компьютерные программы, произведения искусства, научные и технические идеи и т. д.), за который остальное человечество расплачивается всем, что имеет. И ещё немножко остаётся в долгу. Странно только одно - почему 70 лет, а не 700? Или, ещё лучше, 7 тысяч лет! Тут уж пиратам бы точно непоздоровилось!
Отсюда и, на первый взгляд, нелепые уголовные процессы против мелких и мельчайших "пиратов" (дело сельского учителя Поносова), и драконовские законы об авторском праве. За Поносова вступился не кто-нибудь, а Нобелевский лауреат Горбачёв - обожаемый на Западе "Горби"! - но и тут Билл Гейтс ответил бывшему генсеку вежливым отказом: казнить, нельзя помиловать. Конечно, ведь любой "пират" самим своим существованием грозит опрокинуть весь мировой экономический порядок! Сегодня в "вольные (а точнее, невольные) корсары" попадает почти любой человек, который опрометчиво щёлкнет в интернете клавишей "мышки" - "копировать". То-то раздолье для ретивых борцов с пиратством! Можно стрелять в белый свет, как в копеечку - знай, не промахнёшься, уж какого-нибудь "пирата" да непременно уложишь. Вопрос только: кого "дьявол доведёт до конца" с этакими законами?
      А если завтра миллиардам пиратов вдруг надоест бесприютно скитаться под чёрным флагом? И они решат, что самый удобный выход для них - просто вздёрнуть на рее тех, кто по всему миру придумывает и внедряет подобные драконовские законы?..
Александр АРТЁМОВ.


РЕПЛИКА

Как легко было издеваться над нашими властями, когда они не принимали общемировые нормы, в том числе и в защиту авторских прав! Оказывается, что когда всё-таки приняли, - тоже можно плеваться.
Никакой внятной альтернативы ни Артёмов, да и никто не предлагает.
Главное возражение: отдельных будут привлекать и судить, а всех не переловишь. Но что же делать, если "такова се ля ви"? На войне миллионы солдат совершают преступления, и только отдельных хватают и расстреливают. В электричках тысячи пассажиров ездят без билетов, и только несколько десятков задерживают и штрафуют. А то было бы хуже.
Дмитрий СТАРИКОВ.


СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СУРОВОСТЬ К КОПИХОЛДЕРАМ

Есть дом в кредит, и в банке счет,
Кругом почет, чего еще?
На всех консервах - мой портрет.
Юлий Ким, "Сенсация"

Я - соучастник множества преступлений против владельцев авторских прав (копихолдеров, от англ. "копирайт"). Почему же меня ничто не угрызает, когда я читаю, или завожу себе, или надеваю на себя, или принимаю внутрь себя продукт, миновавший авторские отчисления? Вот что я думаю об этой относительно новой, но в перспективе вполне вечной проблеме.
1). Закон признает право авторов на защиту их авторства от плагиаторов. Не будем отказывать в этом авторам и в будущем, зачем? Только уточним, какие права связаны с авторством. Авторство есть часть репутации человека или бренда; авторство не может быть легко продано за деньги, как не может политик просто передать свой электорат другому политику, но автор (человек или бренд) может расходовать свою репутацию на похвалы в адрес других авторов и интерпретаторов. Или, наоборот, потребовать снять свое имя с титров фильма и т. п.
2). Зато следует перевернуть закон в следующем пункте. Ради свободы слова следует категорически запретить копихолдерам ограничивать использование интеллектуального продукта. Пусть всякий имеет право пользоваться всем опубликованным - хоть для восторженного цитирования, хоть для уничижительной критики, хоть для творческого переосмысления и так далее. А любые поползновения автора или связанной с ним фирмы помешать свободному (в том числе недружественному по отношению к автору) использованию интеллектуального продукта объявим преступным покушением на фундаментальную свободу - свободу общественной мысли.
3). Нет причин отказать авторам и фирмам в попытках заработать деньги на авторстве, в том числе путем наценок на книгу, билет в кинотеатр или операцию скачивания mp3-файла, если эти наценки, во-первых, столь ничтожны, что не угрожают широкому использованию опубликованного продукта, и, во-вторых, если методы их взимания не противоречат общественной нравственности (например, если фирма не пытается шпионить за содержимым чужих компьютеров). Названные критерии есть общий принцип, на основе которого суды или парламенты могут устанавливать более конкретные нормы взимания авторских сборов. Например, пусть издательства и типографии смело готовят издания и выпускают тиражи, заранее зная, что закон не позволит автору попросить себе больше 2 процентов от стоимости издания.
4). Я предвижу одну уловку со стороны авторов. Невозможно запретить автору предъявить черновой вариант работы избранному узкому кругу, а также невозможно запретить заинтересованным в интеллектуальном продукте людям и фирмам щедро оплатить, в том числе авансом, авторскую работу. Однако попытка выдать массовый тираж за нечто аналогичное чтению рукописи близким друзьям должна пресекаться, в том числе по суду. Пусть автор показывает продукт узкому кругу по защищенной интернет-связи с использованием шифрования, но автор станет мошенником, если попросит по 20 долларов не у 10 человек, а у 10 миллионов (примерно столько с примерно такого числа читателей слупила Джоан Роулинг с последней своей книгой). Можно в некоторых случаях ввести промежуточный уровень: для некоторого круга, на который автор ориентируется в первую очередь, допустить более высокие наценки. Например, разрешить автору книги или кинофильма получать целых 5 процентов за издание на языке оригинала, а за переводы - не больше 1 процента.
5). Экономисты - поборники копирайта указывают, что современный ландшафт интеллектуальной индустрии основан на солидных прибылях: издатели заставили Айзека Азимова в 1980 году вернуться к эпопее "Foundation", посулив гонорар в 1000 раз больше, чем в 1945 году; огромные частные институты вкладывают огромные деньги в молекулярную биологию для фармацевтики и выведения новых пород, получая миллиарды долларов авторских гонораров. Что ж, я не призываю запретить масштабные дорогостоящие мегапроекты, однако для крупнотоннажных кораблей можно иметь отдельные правила, не такие, как для маломерных лодочек. Если венчурная фирма предполагает огромную заинтересованность в дорогостоящей разработке, пусть предложит обществу сделку: общество отдаст фирме часть налогов (создаст фонд на бюджетные деньги), фирма попытается создать продукт, отвечающий ожиданиям, страховые компании сдемпфируют возможные неудачи.
Если коротко, у суперуспешного автора появляется соблазн назначить повышенную авторскую наценку. Но ведь суперуспешный автор и так имеет награду в виде славы и в виде большого дохода с большого тиража. Зачем награждать его еще больше, да еще лишая широкую публику свободного доступа к его продукции?
Автор - V. Ф.


РЕПЛИКА

Раз уж дискуссия получила продолжение, хотелось бы уточнить один момент. А именно: многие ошибочно полагают, что современное драконовское авторское право защищает АВТОРОВ. А это вовсе не так!
В своё время в советском праве существовала такая любопытная коллизия. Допустим, мальчишка-беспризорник в 40-е годы прошлого века стянул булку хлеба. Если он утащил её из сумки прохожего - ему грозили максимум три года лишения свободы (кража личного имущества граждан). Но если ту же самую булку он имел несчастье утащить с полки хлебного магазина, то срок наказания резко возрастал - минимум до десяти лет (кража общественного имущества)! Общественная собственность священна и неприкосновенна!
Ту же самую коллизию повторяет, ещё в большем масштабе, нынешняя ситуация с авторским правом. Достаточно взглянуть на пресловутую 146-ю статью Уголовного кодекса. Часть первая этой статьи защищает интересы собственно авторов и наказывает за плагиат (присвоение авторства). Это считается преступлением НЕБОЛЬШОЙ тяжести, и если автору причинён крупный ущерб, то виновному грозят максимум шесть месяцев ареста. Впрочем, я не слышал ни об одном случае реального применения этой статьи.
Зато часть вторая той же самой статьи защищает в первую очередь интересы фирм-правообладателей (незаконное использование произведений). И что же? Это тяжкое преступление! Максимум наказания - шесть лет лишения свободы! Разница в наказании, как видим, - в ДВЕНАДЦАТЬ раз. И эта статья применяется на практике сплошь и рядом, чем дальше, тем больше.
Таким образом, кражу у автора закон считает преступлением мелким, незначительным, а вот кражу у правообладателя - тяжким. Всё то же самое, что и с упомянутой булкой хлеба! Статус священной и неприкосновенной имеет частная собственность фирмы или компании, но никак не собственность рядового автора.
А как обстоит дело с защитой авторов на практике? В качестве иллюстрации приведу такой случай из личного опыта. Примерно девять лет назад у меня зазвонил телефон: в трубке раздался незнакомый мне женский голос. Моя собеседница, едва не плача, уверяла, что ни в чём, ни в чём передо мной не виновата. Когда я с изумлением спросил, а в чём, собственно, дело, выяснилось следующее. Оказывается, она написала по заказу одного известного издательства исторический очерк под названием "Иван Каляев", посвящённый знаменитому эсеру-террористу. С ней заключили договор, работу оплатили. Каково же было её изумление и негодование, когда она обнаружила в вышедшей книжке не свой, а МОЙ очерк на ту же тему (он был опубликован несколькими годами раньше). Под моим очерком стояла ЕЕ фамилия.
Таким образом, издательство поневоле втянуло её в свой плагиат. Я успокоил мою собеседницу, заверив, что вполне ей доверяю, а это издательство и раньше поступало подобным образом, так что её сообщение меня нисколько не удивляет. Спустя несколько дней мы оба явились в Никулинский районный суд г. Москвы, я - в качестве истца, она - в качестве свидетеля. Ситуация была более чем ясной: я подтверждал своё авторство, она от своего авторства отказывалась. Чего мы требовали? Запретить издательству впредь использовать мою статью под её фамилией. Издательство нехотя с этим согласилось, суд принял решение в нашу пользу.
И что же? Книжка с этим очерком с тех пор много раз переиздавалась, - однако заменить ни текст, ни даже подпись издатель не удосужился. Выполнять судебное решение ему было лень, да и зачем? Если бы дело снова дошло до суда, ничем серьёзным этот суд ему бы не грозил. И под моим очерком в новоизданных книжках по-прежнему красуется фамилия моей собеседницы... Думаю, этот пример достаточно типичен, чтобы оценить, как в реальности наши драконовские законы и практика их применения "защищают права авторов"...