на первую страницу

                           Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
АНТИПУТИН  
АНТИВОЙНА  
АНТИАРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 
 
free counters
Free counters

 
 
       
 
 
 

"ПОРОГ АНГАРЫ"

Газета в газете: страницы Бурятии


Тема страницы: защита политзэка Бахтияра Умарова

Все страницы: акции, хроника;
      уголовное дело-2010;
      листовки ДС Улан-Удэ;
      ФСБ против ДС Улан-Удэ (2008);
      открытые письма;
      фотоальбом.


На странице:

Открытое письмо должностным лицам в защиту Б. Умарова
Обращение "Бурятия, не будь Андижаном!"
О пикете в защиту Бахтияра Умарова


Президенту Республики Бурятия;
Управлению Федеральной службы безопасности по Республике Бурятия;
Комитету по межнациональным отношениям, связям с общественностью и информации
Администрации Президента Республики Бурятия

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
должностным лицам, ответственным за состояние межрелигиозных отношений,
за свободу и личную неприкосновенность граждан

Мы, Низовкина Надежда Юрьевна и Стецура Татьяна Сергеевна, обращаемся к вам как правозащитники и члены общественной организации «Демократический союз», в связи с преследованиями Бахтияра Умарова, имам-хатиба бурятских мусульман. Арестованный УФСБ по Бурятии 15 ноября 2008 г., он содержится в СИЗО, закрытым судебным заседанием приговорен к высылке в Узбекистан. Выдача российского гражданина (незаконно лишенного гражданства) государству, не ратифицировавшему Европейскую конвенцию по правам человека, широко применяющему пытки к заключенным, запрещена. Поскольку Узбекистан не брал на себя обязательств по соблюдению данной Конвенции – за высылку Умарова, неотвратимые пытки и возможную гибель ответственность ляжет на Россию. И когда она предстанет перед Страсбургским судом, будут обнародованы неправомерные действия бурятской ФСБ по фальсификации уголовного дела в отношении духовного лидера мусульман республики.
В определенном смысле вы контролируете территорию прав человека в Бурятии. Мы не собираемся возлагать на каждого из вас ответственность за действия целого ведомства. Но мы осознаем собственную ответственность за происходящее на нашей земле.
Мы не меньше арестованного дорожим своей свободой – но мы не вправе пользоваться ею как привилегией славянской расы, в то время как рядом с нами (а вскоре будет – в чужом государстве) заперт в одиночной камере политзаключенный мусульманин. Мы не меньше улан-удэнских обывателей дорожим своей жизнью и безопасностью – но не готовы обеспечивать ее себе путем обвинения невиновных в терроризме. А вы находите это приемлемым? Если да – выберите путь обвинения нас в разжигании межконфессиональной вражды, и поступайте соответственно. Если нет – ваша реакция на письмо должна быть другой. У вас не остается третьего пути – молчание невыгодно скажется на вашей репутации.
В этом письме мы не будем описывать обстоятельства дела Умарова, они уже изложены в обращении в его защиту (Бурятия, не будь Андижаном!»), которое мы прилагаем к письму. Лица, подписавшие обращение, не давали специального согласия на ознакомление вас с их именами. Однако им известно, что обращение носит публичный характер и опубликовано в ряде электронных и печатных изданий. Не все эти люди согласились бы на обращение во властные инстанции, будь оно другим. Прошение о снисхождении не соответствует их убеждениям, как и нашим. Но наш текст – не прошение, а требование освободить политзаключенного, авторитет которого, серьезный публичный статус, принадлежность к исламскому духовенству делают особенно вопиющим его незаконное преследование. Лишая личной свободы бурятского имама, вы лишаете свободы совести всех мусульман Бурятии. Отнимаете у них право молиться в мечети, строительство которой прервано арестом Умарова. Отнимаете право молиться даже в своем доме, без страха перед репрессиями по признаку вероисповедания. Продолжая бесславную традицию негласного сотрудничества ФСБ России и Службы национальной безопасности Узбекистана, вы пополняете позорный список инквизиционного подавления религиозных меньшинств. Выдавая человека, принявшего российское гражданство, тоталитарному государству (от гражданства которого он по закону отказался), основываясь на обвинениях политического характера, вы продолжаете другую традицию постсоветского пространства – истребление инакомыслия. Направляя это письмо вам, мы напоминаем, что ваша ответственность за происходящее, безусловно, гораздо выше нашей ответственности правозащитников и частных лиц. Объем ваших полномочий не позволяет вам заслоняться стеной непричастности к преступлению государства, к уничтожению мнимого государственного преступника. Действием или бездействием, каждый по-своему, вы обрекаете невиновного человека нетитульной нации и веры на тюрьму, на принудительно получаемые показания против себя, на лишение родины, которую он избрал для себя, которую не предавал. Отнимая у мусульман республики имама, брата, единоверца, вы убиваете доверие к себе мусульманской общины, всех сторонников свободы совести, возводите в обычай религиозную дискриминацию, лишаете легитимности свою правоохранительную миссию.
Обращение в защиту Бахтияра Умарова, подписанное правозащитниками, журналистами и представителями мусульманской общественности, – доказательство того, что его судьба беспокоит не только узкий круг местных верующих и профессиональных политиков-демократов. Но это письмо написано нами лично и по собственной инициативе. Оно также будет распространено в СМИ, включая зарубежные. Если ваш ответ будет получен, он также будет обнародован. Это будет доказательством вашей готовности к диалогу.
Если немедленное освобождение подследственного вы не считаете возможным, у вас остается возможность сделать подготовительные шаги в сторону восстановления нарушенных прав человека. Переговоры с правозащитным и религиозным сообществом, публичное изложение ваших аргументов – такие меры во всяком случае не являются невыполнимыми.
Мы не намерены останавливаться на распространении данного текста. Обращение «Бурятия, не будь Андижаном!» было написано нами 30 ноября 2008 г. В тот же день мы организовали сбор подписей под ним. 10 декабря вышли на одиночные пикеты под лозунгами «Бурятский имам Бахтияр Умаров – политзаключенный строитель мечети», «Нет преследованиям мусульман! 10 декабря – день прав человека». Во время этой демонстрации протеста мы были задержаны и привлечены к административной ответственности, после трех судебных заседаний – оправданы. Эти события периодически освещались в прессе. Сегодня мы видим свою задачу в получении обоснованного ответа компетентных органов. От того, каким он будет, зависит дальнейший характер наших правозащитных действий. Как индивидуальные члены «Amnesty International», мы не имеем права защищать права человека на территории России от лица этой международной организации. Однако будем добиваться привлечения ее внимания к данному политическому процессу, признания имама узником совести. Такой статус позволит принять его дело к рассмотрению в Страсбургском суде в приоритетном порядке.
Вне зависимости от вашего ответа и от активности неправительственных организаций, наша правозащитная кампания не прекратиться. От вас зависит, будут ли это конструктивные переговоры и меры юридической помощи – или выступления протестного характера.

Надежда Низовкина,
Татьяна Стецура,
члены Демократического союза, г. Улан-Удэ
2 февраля 2009 г.

Обсуждение обращения на сайте бурятского народа



БУРЯТИЯ, НЕ БУДЬ АНДИЖАНОМ!

На нашей земле совершено предательство. Гостеприимная Бурятия помогла скрутить руки своему гостю. За то, что он завоевал авторитет бурятских мусульман.
Мечеть? ФСБ, арест, этап!
Бахтияр Умаров Вы когда-нибудь слышали, что при получении паспорта требуется подпись ФСБ? Почему это граждан заранее не оповестили о расширении полномочий главных предохранителей? Невыполнение этого удивительного требования оставило без паспорта Бахтияра Умарова, бывшего гражданина Узбекистана, перешедшего в гражданство России. Не догадался человек наведаться к местным чекистам за справочкой в паспорт.
А заодно и осведомиться у них, верно ли он понимает основы ислама. Оказалось, что без соответствующих инструкций имам не смог в этих основах разобраться. Главное, он ошибочно полагал, что мусульманам необходимо молиться в мечети. И стал фактическим лидером мусульман, которые начали ее строительство в Улан-Удэ. Взялись за мечеть, а немногим более месяца спустя выяснилось, что вдохновитель ее строительства разыскивается как террорист. Предыдущие 9 лет не разыскивался.
15 ноября 2008 г. Умаров был арестован. По версии ФСБ, распространенной республиканскими СМИ, он проживает в Улан-Удэ с 2005 г. Между тем он жил в Бурятии гораздо дольше. Независимые источники называют года 1999-2002. Как раз те годы, когда он якобы участвовал в деятельности оппозиционной организации «Хизб-ут-Тахрир». По заверениям спецслужб Узбекистана. Но ведь эти годы он провел в Улан-Удэ! А в Улан-Удэ «Хизб-ут-Тахрир» нету.
Несложно предположить, зачем ФСБ настаивает именно на этой дате приезда Умарова в Бурятию – 2005 год. Именно в этот год произошли известные события в узбекском городе Андижан. 13 мая 2005 г. там была расстреляна мирная демонстрация граждан в защиту лиц, которых в те дни судили как причастных к деятельности «Хизб-ут-Тахрир». Властями было убито несколько сотен человек, шквальным огнем, без предупреждения, а часть тел была сокрыта от международной общественности. Беда в том, что правительство Узбекистана возложило вину за эти события на самих демонстрантов, как «экстремистов» от «Хизб-ут-Тахрир». Именно в причастности к ней сегодня и обвиняют бурятского имама.
Возможно, обвинение имеет цель замешать его заодно и в организацию андижанской демонстрации. По данному обвинению на протяжении всего времени, прошедшего с той даты, преследуют и арестовывают людей. Как в Узбекистане, так и за его пределами – включая Россию, чья служба безопасности неизменно содействует узбекской. И уголовные статьи каждый раз инкриминируются одни и те же, букетом: посягательство на конституционный строй Узбекистана; изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку; создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях. Как видим, обвинения носят политический характер. Вроде антисоветской агитации или нынешних антиэкстремистских законов. Схожесть УК России и Узбекистана обеспечивает спецслужбам двух государств полное взаимопонимание. Россию не возмущают политические обвинения, она и сама их практикует. Несогласных никто не любит.
Вообще-то русские в беде своих не бросают. Статья 61 Конституции РФ не позволяет: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Об этом своем «одинарном» стандарте Россия беззаветно заявила, например, шпионскому Лондону, когда шло следствие по делу Андрея Лугового. Наш гражданин не может быть виновен! Литвиненко, известно, был враг народа – но мы его не трогали! Это его Бог покарал радиоактивной молнией по темечку.
А каков у нас двойной стандарт, можно сегодня убедиться. Когда речь идет о дружественном Узбекистане, стране рослагеря, тут мы всегда готовы. Спешим на помощь в борьбе с терроризмом. Во всех его проявлениях. Даже вымышленных. Взаимовыгодно соглашаемся: есть истина, но друг дороже. Пускай бурятский имам будет узбекский террорист.
Только не наоборот ли? Не сами ли мы попросили? Ведь узбекская сторона не ловила его все те годы. И он жил у нас, не скрываясь. Месяц назад давал интервью РТР о строительстве мечети. Мечеть начали строить, мечеть начала напрягать ФСБ. И ФСБ попросила узбекскую коллегу о стандартной услуге – обвинить своего бывшего гражданина по резиновым статям и забрать его к себе.
А что скажет Гостеприимная Бурятия, край вымершей общественности? Здесь слышны голоса – но какие! «При чем здесь бурятский имам? Он узбекский и не имеет к нам отношения! Нечего из Бурятии делать исламскую республику!» Некоторые вставят полушепотом: «Лучше бы их вообще тут не было, этих мусульман. Среди них очень-очень мало нормальных людей. Шахиды. Агрессивная у них вера». Те, кто уважает ислам, высказываются несколько мягче: «Зачем приравнивать ислам к терроризму? Ислам отдельно, террористы отдельно!»
У нас многонациональное государство. Даже «неруси», принявшие гражданство, становятся нам братьями. Младшими братьями. Но мы запросто приносим их в жертву антитеррористической борьбе. Терроризм не может быть оправдан! Мы не пойдем на поводу у террористов, ишь, решили быть российскими гражданами, осквернять российский паспорт. Поэтому ударим по паспорту и по инославной физиономии. Террористов на Родину! Если не можем уничтожить их самостоятельно. Травлю проще вести целой сворой. Боги жаждут. Чьи? А их не отличить. Россия и Узбекистан давно карают по уголовному кодексу советского образца. И одной белой ниткой шьют дела из материалов заказчиков.
Когда уже всем становится очевидным заказной характер дела Умарова, ничего не меняется. Мы всё услышали – и со всем согласны по-прежнему! Здесь вредно думать, и слышать тоже опасно.
Когда приходят за мусульманским соседом, незачем думать, за кем явятся завтра! Помимо горестей наших соседей есть много других радостей. Как, например, то, что тебя-то не в чем обвинить: ты не из Узбекистана, не террорист, не антигосударственник. Можешь с удвоенной силой радоваться своей свободе и удаче. А когда выясняется, что и сосед не только узбек, но и россиянин, и не террорист, и не антигосударственник, а обычный мусульманин, то радуешься уже втройне. За себя непорочного. И за него – вразумляемого магометанина. И сожалеть лишь о том, что невразумленных соседей еще много разгуливает на свободе!
Если бы русский или бурят оказался у мусульман в гостях, те бы наверно не заняли созерцательную позицию, глядя, как над их гостем совершается неправедное насилие. Но когда мы еще это проверим! А пока ни широкой русской душе, ни гостеприимной бурятской душе до притесняемых иноверцев дела нет. Хотят молиться, пускай молятся дома, расстелив коврик – нашей земли не хватит на молельные дома для чужаков.
Вот вам равноправие вероисповеданий.
Нет Андижану! Мы не позволим замалчивать фабрикацию уголовных дел. Если Бахтияр Умаров не будет освобожден, если незаконные задержания и пристрастные допросы мусульман не прекратятся, мы будем противодействовать произволу спецслужб любыми способами гражданского неповиновения. Каков вопрос – таков ответ полицейскому режиму. Если быть мусульманином, узбеком и руководителем строительства мечети – значит быть государственным преступником и террористом, то просим считать нас террористами, государственными преступниками и изменниками Родины. Родины, которая благословляет своих сыновей ножом в спину. И для Родины будет спасением, если у нее найдется как можно больше таких изменников.
Надежда Низовкина, Татьяна Стецура, члены Демократического Союза, г. Улан-Удэ, Бурятия.
constnad@mail.ru
30 ноября 2008 г.

Присоединяемся к обращению, протестуем против выдачи Бахтияра Умарова и требуем его освобождения: Александр Зимбовский (Екатеринбург)
Валерия Любимцева (Москва)
Павел Люзаков, главный редактор газеты ДС "Свободное слово" (Москва)
Александр Майсурян (Москва)
Евгений Фрумкин (Москва)
Глеб Эделев, координатор антимилитаристской программы "Екатеринбургского движения против насилия"
Дмитрий Воробьевский, редактор газеты ДС "Крамола" (Воронеж)
Татьяна Монахова (Москва)
Михаил Кригер (Москва)
Владимир Матвеев (Москва)
Елена Маглеванная (Волгоград)
Рафис Кашапов (Татарстан)
Зульфия Гибаева (Узбекистан)
Ильдар Каримов (Казахстан)
Фарит Рахимов (Украина)
Айрат Шарипов (Башкортстан)
Ильсур Исхаков (Узбекистан)
Иклил Курбан (Турция)
Фаиль Латыпов (Россия)
Светлана Киселева (Россия)
Флера Сафиуллина (Россия)
Нафис Кашапов (Украина)
Мохаммят Миначев (Россия)
Шиабетдин Шамиль (Россия)
Заки Зайнуллин (Татарстан)
Рустам Хубаев (Башкортстан)
Аскер Бикбаев (Москва)
Магомед Рамазанов (Дагестан)
Инсаф Сайфуллин (Татарстан)
Раис Миннеханов (Татарстан)
Азат Бедретдинов (США)
Салават Вишняков (Татарстан, Н. Челны)
Игорь Озеров (Улан-Удэ)
Фатима Тарасова, редактор сайта Исламского комитета (Москва)
Виктор Сокирко, бывший политзаключенный (Москва)

Новые подписи просьба высылать на электронный адрес constnad@mail.ru или оставлять в гостевой книге сайта "Свободное слово".



НЕПОРОЧНЫЕ ПОКАЗАНИЯ (о суде над нами 26 декабря)

Наши с Таней «раздельные процессы» шли по очереди. На третьем по счету заседании, 26 декабря, мы, по очереди находясь в кабинете судьи, задавали вопросы двоим ментам-свидетелям, которые заходили также по очереди. Прелесть таких допросов в том, что свидетели отвечают на одни и те же вопросы то одного вопрошающего, то другого, притом не слыша, что на это отвечал напарник. Недостаток в том, что судьи такую драму недолюбливают. Эти ментики отвечали кто в лес, кто по дрова.
Татьяне один из них сказал, что, когда они подошли к нам, один плакат был ещё «в процессе разворачивания». Второй – что оба плаката были развёрнуты. Затем тот же вопрос им задаю я. К этому времени они подучили роль, и второй свидетель (отвечая уже на мой вопрос), спокойно повторяет ответ первого свидетеля: один плакат находился «в процессе…»
Судья Дягтерёва только противодействовала вскрытию нестыковок. Перебивала, отводила вопросы. Когда задавала вопросы Татьяна, одного из ментов пришлось вызывать дважды. На одном из вопиющих разночтений судья начала успокоительно: «Ну, поскольку показания свидетелей…» Таня продолжила: «...кардинально различаются...» Что тут поделаешь? Пришлось вызвать свидетеля повторно.
Вот парочка диалогов, из тех, в которых я участвовала. Для краткости назовём свидетелей их подлинными именами – Женя и Максим. Первый, длинный и по-бульдожьи решительный, задерживал Татьяну, второй, нервозный хохотунчик, – меня. Оба не худшие представители своего дикого племени (чем они и гордились – типа вот попались бы вы кому другому, вам бы не так повезло).
Вызывают Женю. Я задаю первый вопрос: «Во сколько часов вам поступило по рации сообщение о том, что мы стоим на Арбате?» Судья немедленно говорит: «Давайте не будем. Не надо! Вопрос снимается».
(Поясняю: когда мы подходили к Арбату, сотрудники МВД/ФСБ поджидали нас на месте).
Ладно, спрашиваю дальше:
- В каком составе вы пришли на Арбат? Сколько вас было сотрудников?
- Нас двое и ещё один подошел позже.
- В форме или в штатском?
- В штатском. Но это наш сотрудник МВД. Он случайно проходил мимо и подошёл помочь.
- Когда он подошёл, то спрашивал у вас что-нибудь?
- Нет.
- Тогда как он предложил вам свою помощь, если ничего не спросил? Как он понял, что происходит?
- Ну… сам увидел.
Судья (торопливо):
- А какую помощь он мог бы вам оказать?
Смущается:
- Ну… к женщинам вообще-то нельзя применять физическое воздействие. Но так, если что, – мог бы… физическое воздействие…
Потом задаю тот же вопрос Максиму:
- В каком составе вы пришли на Арбат?
Поколебавшись, решается:
- Мы вдвоем, и всё.
- Одновременно?
Такие же мучительные колебания, затем:
- Да.
Заметим, что сотрудников в форме было не двое, а побольше. Штатских же трое: один с камерой (тот, что наутро, 11 декабря, и в суде нас опекал), другой ранее снимал нас камерой на другом пикете. Третьего не знаем. Они дружественно общались всей тусовкой, в т. ч. на предмет машины для перевозки нас.
Женя говорит: «Они раздавали листовки, держа их в руках. Мы их изъяли». (В действительности их изъял начальник отдела Кривикадзе во время «неофициального допроса» в своём кабинете).
Спрашиваю свидетеля:
- Вы говорите, что мы раздавали листовки, которые мы держали в руках. Кто из нас это делал?
- Затрудняюсь ответить.
- На Арбате вы что-нибудь у нас изымали?
- Да, плакаты и листовки.
- У Татьяны вы изымали листовки?
- Нет, у неё я забрал плакат.
- Вы видели, как что-нибудь изымали у меня?
Он – мстительно:
- Я видел, что вы свой плакат в руках несли.
(Это правда, необстрелянный Максим попустил – у задержанной плакат не отобрал).
- Значит, вы не видели, что у меня что-то изымали?
- Нет.
- Тогда почему вы утверждаете, что у нас на месте изъяли плакаты и листовки, когда видели, что видели только изъятие одного плаката Татьяны?
Он – выкарабкиваясь:
- Процессуальное изъятие проводил участковый.
- А фактическое?
Судья (нетерпеливо):
- Какое отношение имеют листовки к вашей акции? Хватит спрашивать одно и то же.
К слову сказать, Дягтерёва и на самих ментов ярилась: «Что вы то одни показания даете, то другие!» По вине их недозубрежа разваливается дело. Максима она затюкала: «Отвечайте, обращаясь к суду! Слушайте вопрос, а отвечайте к суду! Что вы вступаете в препирательство? У вас неприязненные отношения?» Мы хором: «Нет…» Если она какую-то грубость отыскала, то явно не там, где надо: грубее всех вела себя она сама. А свидетели, наоборот, притихли, отвечали серьёзно и почти интеллигентно. Поняли, что настало время саночки возить.
Один раз Максим упёрся рожками в землю.
- Во сколько часов было произведено задержание?
- Какое задержание?
Поспешно поправляюсь (их на этом заклинило):
- Доставление!
- Какое доставление?
- Ах, даже уже и не доставление?
- Мы вас попросили проследовать за нами. Мы вас умоляли!
- Значит, мы проследовали за вами добровольно?
- Да, добровольно!
- Значит, вы мне не говорили, что у вас есть приёмы физического воздействия?
Судья давится гневом громче его самого:
- Какое имеет значение, добровольно или не добровольно!
Ну совсем никакого. Советский РОВД наш дом родной. Пикетчики высекли себя сами.
В наиболее печальные моменты, когда свидетели совсем шли ко дну, судья начинала громко переговариваться с секретарём, беспокойно листая дело. Тогда я замолкала и ждала, пока её насторожит тишина в студии. Тут она оборачивалась, округляла глаза и принималась слушать дальше.
Наконец, резюмирует: «Так, показания свидетелей непротиворечивы». Я возражаю, что могу привести несколько примеров грубых противоречий. Она закатывает глаза к небу и выдыхает: «Они непротиворечивы в части того, что пикеты у вас были одиночными!»
Свершилось!
«Показания свидетелей не содержат противоречий, – продолжает Дягтерёва. – Но поскольку пикеты всё-таки были одиночными, дело закрывается за отсутствием состава правонарушения». Болезненно: «Решение суда вам понятно?» Вопрос не праздный.
Говорят, животные понимают речь хозяина по интонации, а не по смыслу слов человеческого языка. Если бы, например, собака была обвиняемым и слушала это решение суда, в ту минуту она бы взвыла от горя. Потому что судейская интонация была отнюдь не оправдательной.

Надежда Низовкина.

Оправдание участниц пикета ДС в Улан-Удэ (обсуждение в "Информ-Полисе")



"ИНФОРМ-ПОЛИС" О СУДЕ НАД УЧАСТНИКАМИ ПИКЕТА ДС

В электронной версии газеты "Информ-Полис" 23 декабря была помещена статья Сергея Басаева "Защитников имама судят как правонарушителей" (в бумажной версии газеты она была напечатана в сильно сокращённом виде). Приводим её текст:
"В Советском суде Улан-Удэ начался допрос свидетелей по судебным делам членов партии Демократический союз Надежды Низовкиной и Татьяны Стецуры. Милиция инкриминирует им «организацию несанкционированного пикета». 10 декабря, в День прав человека, на улице Ленина в Улан-Удэ девушки развернули плакаты в защиту содержащегося в СИЗО имама местной общины мусульман Бахтияра Умарова, которому грозит экстрадиция в Узбекистан.
- Мы уверены, что Бахтияр Умаров не имеет отношения к той деятельности, которую ему инкриминируют, т.е. к участию в террористической деятельности и посягательстве на конституционный строй Узбекистана, - сообщила «Информ Полису» Надежда Низовкина. – В его деле много нестыковок. Датой его приезда в Улан-Удэ объявили 2005 год. Именно тогда в Андижане власти расстреляли мирную демонстрацию. И эта дата, 2005 год, понадобилась для того, чтобы сказать: вот, мол, он участвовал в этой демонстрации, а потом скрылся в России. На самом деле он прибыл в Улан-Удэ из Узбекистана в 2002 году, за три года до событий в Андижане и в тех событиях не участвовал.
У здания Советского суда. Фото Сергея Басаева Правозащитницы простояли на разных сторонах улицы Ленина не более 10 минут, раздали несколько листовок с обращением в защиту Бахтияра Умарова, после чего были доставлены сотрудниками милиции в Советский ОВД города Улан-Удэ. Там был составлен протокол об административном правонарушении.
Сегодня в отношении каждой из них судьей 4-го участка мировых судей Советского района Ириной Дегтяревой ведется отдельное судебное расследование. На повторном заседании 22 декабря в качестве свидетеля был допрошен сотрудник Советского отдела милиции Алексей Банеев, составлявший «протокол об административном правонарушении» со стороны участниц двух правозащитных акций. Остальные вызванные свидетели в суд не явились.
- Я в задержании Стецуры и Низовкиной не участвовал, а только составлял протокол в Советском ОВД, - сообщил суду старший участковый Алексей Банеев. – Я считаю, что это была одна совместная акция. Они пришли на Арбат вместе, стояли рядом, их плакаты были на одну тему. Расстояние между ними составляло примерно 7-10 метров.
- Мы считаем, что суд должен учитывать направленность нашей воли на проведение именно одиночного пикета, - говорит Татьяна Стецура. – Мы выбрали необходимое по закону расстояние и проводили свои мероприятия независимо друг от друга. Для проведения одиночного пикета не нужно разрешения от муниципалитета. По факту и по месту проведения это были два одиночных пикета!
По мнению адвоката Татьяны Стецуры Дмитрия Трушкова, обвинение в «организации пикета», которое сотрудники милиции выдвинули в отношении его подзащитной, является незаконным. Поскольку пикет является одиночным, а самого состава правонарушения, - «организации одиночного пикета», - юридически не существует. Т.е., не нужно кого-то организовывать, чтобы провести одиночный пикет.
Пресс-служба МВД Бурятии сообщила, что официально в их ведомстве могут прокомментировать инцидент только после окончания суда. В российском законе отсутствует норма расстояния между участниками разных одиночных пикетов. Однако существующая судебная практика, имеющаяся в регионах России, говорит о том, что для признания пикетов одиночными достаточно того, чтобы их участники стояли либо в пяти, либо в десяти метрах друг от друга.
Судья Ирина Дегтярева повторно вызвала в суд милиционеров - свидетелей обвинения и согласилась с требованием Татьяны Стецуры привлечь в качестве доказательств видеоматериалы уличных мониторов на Арбате. Следующие судебные заседания Советского суда состоятся в пятницу 26 декабря".
27 декабря "Информ-Полис" сообщил под заголовком "Участницы пикета в защиту политзэка оправданы": 26 декабря решением судьи 4-го участка мировых судей Советского района Ирины Дегтяревой были отклонены исковые заявления сотрудников Советского отдела милиции, которые обвиняли в «организации несанкционированного пикета» двух участниц акции в защиту политзаключенного Бахтияра Умарова.
10 декабря 2008 года члены партии «Демократический союз» Надежда Низовкина и Татьяна Стецура провели на Арбате два одиночных пикета. В руках девушки держали плакаты: ««Бурятский имам Бахтияр Умаров – политзаключенный строитель мечети» и «Нет преследованиям мусульман! 10 декабря – день прав человека».
Вызванные в суд в качестве свидетелей сотрудники милиции путались в показаниях, однако подтвердили, что пикетчицы стояли на расстоянии 7-10 метров друг от друга. На этом основании судья Ирина Дегтярева установила, что это было два одиночных пикета, для проведения которых не нужно просить разрешения в администрации города. Привлекать в качестве доказательств невиновности Низовкиной и Стецуры видеоматериалы уличных мониторов и оперативной съемки сотрудников УФСБ по Бурятии, наблюдавших за правозащитной акцией, не потребовалось. Таким образом, обе девушки оправданы и обвинение в административном правонарушении с них снято".


О суде над участниками пикета ДС в Улан-Удэ (обсуждение в "Информ-Полисе")



НЕ СОБЛЮДАЙ ЗАКОН, НЕ ЗЛИ ОХРАНКУ!

"Бурятский имам Бахтияр Умаров - политзаключенный строитель мечети"!
"Нет преследованиям мусульман! 10 декабря - День прав человека"!
Двое пикетчиков, два плаката и круглые глаза встревоженных прохожих. Этого Россия точно не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Вор должен сидеть в тюрьме. Даже если в данный момент он не воровал. Пикетчики тоже должны сидеть в тюрьме, даже если пикеты законные, одиночные. Если они радикалы, то какое они имеют право соблюдать закон и портить всю правоохранительную малину? Если экстремизм их ремесло, то с какой стати они ломаются и смеют вспоминать закон? Когда сценарий написан в театре им. Железного Феликса, то и актеры должны держать себя подобающе. Мирному мусульманину Бахтияру Умарову полагается длинная ваххабитская борода и две преданные шахидочки в аскетичных платьицах Веры Засулич. Ваххабит должен держать злодейский палец на райско-отправной кнопке. Шахидочки должны шептать суры из Корана, а не ругаться на ментов статьями Закона о митингах и демонстрациях. Если ваххабит и невесты Аллаха друг друга и не знали никогда, то в жизни всегда есть место органному творчеству. Если актеры выходят из повиновения, то - "это не ваша заслуга, это наша недоработка".
Если имам Бахтияр Умаров строил мечеть в Бурятии - надо его объявить террористом, упечь в одиночку, не давать спать и в конце концов выслать в Узбекистан.
Если он, после долгих лет мирного жительства, перешёл в российское гражданство - надо отобрать у него паспорт и отправить гражданина неугодного вероисповедания на историческую Родину.
Если правозащитники возражают против фабрикации политических дел - надо их для начала задержать, привлечь к административке и припугнуть обвинениями в экстремизме.
Если они собираются выйти на одиночные пикеты - надо их отловить, пока они подходят к Арбату вместе.
Если они, соблюдая закон, встают далеко друг от друга - надо прикинуться, что у тебя в глазах двоится, и дать ложные показания, будто пикетчики стояли рядом.
Если шесть баночек гуаши стоили 54 рубля и 2 ватмана по десятке - надо объявить изготовителей плакатов западными грантососами, загребающими оранжевые миллионы.
Родина сказала: надо! Мент ответил: есть!
Если задержанные пикетчики, по пути к РОВД, говорят ментам о личной ответственности за выполнение преступного приказа - надо на Родину свалить ответственность. С Родиной-то свои люди, сочтемся.
Бедные менты! Все их силы были брошены на предотвращение опасной демонстрации. Плакаты агрессивных пикетчиков, свернутые в трубочку, могли бы поспорить с их резиновыми изделиями - единственным, чем они были вооружены. Обойдясь без телесного насилия, они остановили гуашепролитие, предотвратили бумажный теракт. А то ведь местные несогласные, защищая мусульман, попирали православные ценности. Своими тощими телами преграждали движение ни в чем не повинных горожан по главной прогулочной улице. Что может быть страшнее пикета? Только двойной пикет!
Так что предохранительные органы действовали правильно. Ментобразами-людоедами они не были. Их сугубое отношение к политическим правонарушителям проявлялось в физической нерешительности. Один из них даже не решился отобрать плакат и попустил демонстративно идти с ним до самого РОВД. Но в РОВД они приободрились, дома и стены помогают. Тот, самый лояльный, воинствующе запел про Русь православную. Однако ему пришлось приуныть, когда игра стала приобретать невеселые очертания - допрос у Кривикадзе, И.О. начальника Советского РОВД. Этот как-то абстрагировался от несанкционированного пикета и расстояния между пикетчиками. С барского плеча сбросил данный мелочный вопросик. Его-то интересовало другое. Финансирование Демсоюза. Местонахождение принтера, на котором было распечатано обращение в защиту Умарова. И сам Умаров - как подзащитный радикальных либералов.
Аппетит приходит во время еды. А вместе с аппетитом иногда приходят едоки - стервятники из партнерского ведомства. ФСБ-шники (очевидно, это были они) устроили комиссионный зачет по биографии Умарова. Почитали обращение и резюмировали, что "признаки экстремизма налицо". Затем личное присутствие задержанных стало излишне, тогда их передали вниз по инстанции.
Это мы сидели на привинченных к полу табуретках. Это мы рассказываем о себе. У нас биографа, к сожалению, нету. Но ничего не поделаешь, табуретки и правда были такими, как им положено. Отделение милиции было таким, как ему положено. И протоколы с наших слов записывались как положено - с серьезными слуховыми помехами. Когда мы говорили, что были задержаны через 7 минут, это превращалось в 1 час. Менты, пришедшие на Арбат раньше нас, оказывается, напротив, пришли позже нас, среагировав на опасность. Наверно, следовательша в детстве не наигралась в сломанный телефон. Единственным звеном, создающим видимость причинно-следственной связи в записанных показаниях, было бесконечное "после чего... после чего...". Грубо искажая, она записала показания одного из задержанных, а затем, как двоечную контрольную, списала с них показания второго. Но удовлетворительной оценки не получила: мы отказались подписать эти произведения чистого разума. Конечно, мы согрешили перед органами тем, что публично заступились за незаконно репрессированного. Но в нарушении их законов неповинны. Не будем утверждать, что у нас не было единого умысла, что совершенно случайно встретились на месте одиночных пикетов, что случайно совпали время, и взгляды на фальсификацию уголовных дел, и способы выражения протеста. Но стоять приклеенными друг к другу, как сиамские близнецы с поделенным надвое мозгом? Глупо - самим себе затыкать рот правонарушением.
И чем сегодня наказывают оппозицию за административный грех? Стащить с нее последние штаны в уплату штрафа? Так и это не поможет. Выйдут на пикет под новым лозунгом: "Все люди рождаются равными и свободными! У всех одинаково срамное тело, которое требует прикрытия вне зависимости от цвета кожи, религии и убеждений!" Да еще, чего доброго, встанут рядышком, безо всякого расстояния. Штрафовать-то их больше станет нечем. Итак, все путем...
Не раздобыть надежной славы,
Пока гуашь не пролилась!

Надежда Низовкина и Татьяна Стецура, активистки "Демократического Союза", участницы пикета 10 декабря 2008 г.

АКТИВИСТКИ ДС ЗАДЕРЖАНЫ НА АКЦИИ В ЗАЩИТУ ПОЛИТЗЭКА

10 декабря, в День прав человека, две активистки Демократического Союза (ДС) провели в Улан-Удэ акцию в защиту арестованного имама Бахтияра Умарова. Несмотря на то, что Умаров является российским гражданином, в настоящее время, по сообщениям СМИ, принято решение о его выдаче Узбекистану, где его обвиняют в "экстремизме" и причастности к народному восстанию в Андижане.
Активистки ДС - Надежда Низовкина и Татьяна Стецура развернули плакаты: "Бурятский имам Бахтияр Умаров - политзаключённый строитель мечети" и "Нет преследованиям мусульман! 10 декабря - день прав человека". Спустя несколько минут они были задержаны милицией за "несанкционированный пикет". Сами участницы акции утверждают, что проводили два отдельных одиночных пикета, не требующих уведомления властей (они стояли на разных сторонах улицы, далеко друг от друга). Суд, первоначально назначенный на 11 декабря, был отложен на 18 декабря. Во время задержания в милиции, которое продлилось несколько часов, им заявили, что в их листовке в защиту Умарова "имеются несомненные признаки экстремизма". Листовка представляла собой обращение в защиту Умарова ("Бурятия, не будь Андижаном"), подписанное представителями общественности из Москвы, Улан-Удэ, Екатеринбурга, Волгограда и Воронежа.



Обсуждение пикета ДС 10 декабря в Улан-Удэ на сайте бурятского народа




КАК НАС ЗАБИРАЛИ НА ПИКЕТЕ В ЗАЩИТУ ПОЛИТЗЭКА (10 декабря 2008 г.)

Наш пикет был приурочен ко Дню прав человека, но вышли мы в защиту всё того же Бахтияра Умарова. У нас было 2 плаката: у меня: "БУРЯТСКИЙ ИМАМ БАХТИЯР УМАРОВ - ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬ МЕЧЕТИ", у Татьяны: "НЕТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ МУСУЛЬМАН! 10 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА".
Пришлось одним пойти на этот пикет, потому что не осталось никакой надежды на чью-то поддержку. Решили, что 10 декабря лучше, чем День Конституции. По Умарову в этот день СМИ сообщили, что суд вынес решение об экстрадиции.
Некоторые уточнения к сообщению на ДПН. Листовки, которыми интересовались в милиции, - не предыдущие, а как раз тот текст обращения по Умарову, которое сейчас подписывается. Оно было распечатано в виде листовки. Звонила я не по разрешению, а против воли того, в чьём кабинете мы были. Он пытался запретить, когда заметил, что я отошла с телефоном.
10 декабря днём мы сообщили разным СМИ про эту акцию. Либо кто-то из них нас выдал, либо телефонные переговоры были перехвачены.
Мы приехали, вышли из маршрутки, прошли короткий путь до Арбата, и нам навстречу пошли менты. Они были уже там, вместе с парочкой штатских. Двое ментов спросили нас, что у нас за акция, потребовали показать им плакаты. Мы ответили, что одиночные пикеты, и плакаты им показали (только в эту секунду мы их раскрыли, до того были в одном рулоне). Они сказали: так, акция несанкционированная - и попытались плакаты отобрать, мы не дали. Татьяна быстро отошла на другой конец улицы, и мы развернули плакаты, стоя далеко друг от друга (на ширине дороги). Поэтому у нас было 2 ОДИНОЧНЫХ пикета.
Они начали между собой переговариваться о том, чтобы подогнать машину. Ко мне подошёл ещё один чекист, который нас снимал на камеру и общался с нами во время осеннего пикета. Затем другой чекист попросил "дать интервью". Я ему сказала, что даже если он ФСБ-шник, отвечу. Ответы он записывал на камеру. Подходили люди. Несколько молодых парней стали расспрашивать про Умарова, я быстро достала и дала им 2 листовки. Одну из них сразу забрал себе 1-ый чекист. К нам приставали провокаторы: к Татьяне - пьяный, ко мне - не очень. Говорили, что нас надо зарезать и расстрелять. Менты делали вид, что пытаются угомонить их, но на предположения, что это провокаторы, не возражали.
Мы простояли всего НЕСКОЛЬКО МИНУТ, потом нас почему-то пешком повели до Советского РОВД, самыми людными местами. Мы шли врозь, на большом расстоянии. У Татьяны сразу её плакат отняли, а я шла прямо с ним в руках, кое-где останавливалась и громко агитировала.
В отделении мы сначала попали к одному какому-то высокому чину, фамилию узнать не удалось. Он стал звонить, потом отправил нас к И.О. начальника Советского РОВД. Фамилия его Кривикадзе, майор, по разговору хороший психолог. Нас завели к нему обеих, но тот сказал, что будет допрашивать по очереди. Татьяна вышла в коридор (этот в итоге до неё не добрался). Её повели к тому, первому, её допрашивал он. И тот, и Кривикадзе допрашивали безо всякого процессуального оформления.
Кривикадзе меня спрашивал совсем НЕ ПО ТЕМЕ несанкционированного пикета. Про Татьяну, про нашу комнату, на какие средства мы живем, про ДС, зарегистрированная ли организация. Внимательно прочитал листовку т.е. обращение по Умарову). Спросил, мы ли авторы, на чём распечатывали. Я сказала, что Интернет-центров в городе много, в каком не помню. Он долго пытался узнать более точно. Спросил, сколько у меня ещё с собой этих листовок, я отдала ему все (их всего-то было 7). Он спросил, сколько их у Тани, я ответила, что все были у меня. Потом эти листовки оказались уже у тех ментов, которые оформляли административное дело, в качестве доказательств. Я только потом сообразила, что они, получается, были изъяты с нарушением процедуры.
В первую очередь его интересовало, какое мы имеем отношение к Бахтияру Умарову, откуда какие сведения. Тут пришли ещё двое человек, один не в форме, очень провокационно вёл себя. Они стали задавать вопросы со всех сторон. Пытались поймать на какой-нибудь несостыковке фактов по делу Умарова, повторяя при этом, что он террорист, объявленный в международный розыск. В отличие от "простых" ментов, они об этом деле знали в подробностях.
Пришёл человек, который допрашивал Таню (он с этим уже закончил), спрашивает их: ну как? Они отвечают: да она всю биографию Умарова знает! (это неправда, только открытые сведения). Приходят ещё двое человек, один из них без формы, по поведению ФСБ-шник довольно высокого ранга. Они тоже начинают задавать перекрёстные вопросы. Потом все находящиеся в комнате берут себе по листовке и погружаются в чтение. Этот ФСБ-шник говорит: "Имеются несомненные признаки экстремизма". Мы с ним обменялись порой резких фраз, и на этом меня оттуда увели. Татьяна уже сидела в коридоре. Все это заняло около 40 минут. Это время не было включено в срок задержания, не было задокументировано. Ни Кривикадзе, ни тот, который допрашивал Таню, ничего не записывал.
Нас привели в комнату для допросов, долго ничего не начинали. Они еле нашли понятых, говорят - все отказывались. Парни, которые пришли, оказались, как и следовало ожидать, студентами юрфака, мы заявили, что это запрещено.
Потом пришла женщина, следователь, очень грубая. Она записывала наши показания искажённо. Якобы нас увели с Арбата ЧЕРЕЗ 1 ЧАС, а мы говорили - через несколько минут. Отказывалась вносить в протокол слово "ОДИНОЧНЫЙ" пикет. Мы настаивали, она мешала нам говорить. Тогда мы отказались подписывать, письменно пояснили почему. Но она отвлекала, и я, кажется, в последний момент забыла указать про 1 час, а Татьяна указала. Но, по нашему настоянию, следователь всё-таки кое-что дописала про время, получилось примерно следующая нелепица: "через 1 час нас задержали. Уточняю, что нас задержали через 7 минут".
Менты, задержавшие нас, давали такие показания. Якобы им поступил сигнал по рации, что мы на Арбате стоим и распространяем листовки. Они прибыли и увидели, что мы стоим рядом с плакатами. На самом деле было наоборот: мы подходили, с ещё свернутым рулоном, и они направились к нам. Ничего мы не распространяли. Мы сказали, что можно посмотреть на запись камер, которые на Арбате стоят. Они даже пытались утверждать, что до прихода на Арбат мы шли по пл. Советов и рапространяли листовки там. На самом деле мы на пл. Советов и не появлялись. Один говорил вначале, что они следили за нами ещё с самого ЛВРЗ (наше местожительство). Но если так, то о какой пл. Советов может у них идти речь?
И плакаты, и листовки запечатали в качестве доказательств. Однако, когда я потребовала указать в протоколе про листовки (т.к. мне такое умолчание не понравилось), следователь отрезала, что ей до листовок параллельно, и решительно отказалась.
В конце концов все ушли, мы надолго остались одни. Потом наконец нам оформили обязательство о явке на суд. Нас отпустили в 9 часов вечера, а суд был назначен на 9 часов утра следующего дня.
Утром мы явились, как нам было сказано, в это же РОВД. Один из ментов пошел сопровождать нас в суд, там на его место пришел другой, с обоими рулонами запечатанных доказательств. Затем подошёл вчерашний ФСБ-шник с Арбата, который "интервью брал". Наблюдал за нами очень откровенно, сидя поблизости. Подходил, пытался заглядывать в наши бумаги, спрашивать про Умарова. Мы отвечали, что он "слишком много хочет знать".
Он свободно заходил в разные кабинеты, в конце концов отвёл "нашего" мента в сторону посовещаться. Вскоре нас по одному позвали в кабинет секретаря, где преувеличенно вежливо выдали повестки на 18 декабря. Заседание перенесли после 2-х часов ожидания.
Не поймём, почему так сделано. Возможно, этот чекист решил, что мы слишком уверенно выглядим и имеем много аргументов защиты, а значит, им подготовиться надо. А может, судья отказался наспех принимать решение по политическому делу.
Теперь можно сделать некоторые выводы.
1. То, о чём спрашивали Квирикадзе и его гэбэшная компания, никак НЕ СВЯЗАНО С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛОМ о несанкционированном пикете. Это две разные задачи. А те, кто ведёт дело о пикете, в свою очередь, стараются никак не касаться Умарова. и листовок, даже отказываясь упоминать листовки в протоколе.
2. Менты дают ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ о том, что мы появились на Арбате раньше них, что стояли вдвоём, а не на одиночных пикетах, что задержали нас через час после начала акции. В наши протоколы тоже впихнуты слова про 1 час, и слово "одиночный" отсутствует.
3. Нас продержали 4,5 часа, но оформили задержание, видимо, без учёта тех допросов, которые были вначале, не связанных с административным правонарушением. Поэтому как раз и получается "через 1 час". Таким образом, эти допросы (у Квирикадзе и других) КАК БЫ НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Однако листовки, которые я ему отдала, оказались в числе доказательств, непроцессуальным образом "спустившись вниз".
4. Следили за нами ЗАРАНЕЕ, задержание было спланировано безотносительно к тому, как бы мы себя на пикете вели.
5. Отсюда: Умаров их интересует в высшей степени. Либо они хотят пресечь нашу защиту его, либо привязать нас к его делу.

Надежда Низовкина и Татьяна Стецура, активистки "Демократического Союза".

 


 

публикации 

 




SpyLOG Rambler's Top100


Hosted by uCoz