на первую страницу

                           Живой журнал - дневник Павла Люзакова
ИЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА

 
 
 

Рубрики:


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
АНТИПУТИН  
АНТИВОЙНА  
АНТИАРМИЯ  
АНТИ-КЛЕРИКАЛИЗМ  
 

Статьи журналистов   "Свободного слова":


Павел Люзаков
Живой журнал
 
Александр Артёмов
Живой журнал
 
Елена Маглеванная
Живой журнал
 
Валерия Новодворская  
Дмитрий Стариков  
 
 
free counters
Free counters

 
 
       
 
 
 

"ПОРОГ АНГАРЫ"

Газета в газете: страницы Бурятии


Тема страницы: листовки ДС Улан-Удэ

Все страницы: статьи, интервью, стихи;
      уголовное дело-2010;
      вокруг статьи 282 УК РФ;
      акции, хроника;
      ФСБ против ДС Улан-Удэ (2008);
      открытые письма;
      фотоальбом.


На странице:

ЗАДЕРЖАНИЯ ЗА ПИКЕТ
МЕДВЕДТЕПЕЛЬ ШАГАЕТ! НАШ ГОРОД НА КРАЮ? (статья, 25 марта 2009 г.)
ДЕНЬ ЖЕРТВ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА! (листовка ДС, 23 февраля 2009 г.)
УРА-ПАТРИОТИЗМ КАК РАЗВИТАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ (листовка ДС, ноябрь 2008 г.)
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА –
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ! (листовка ДС, ноябрь 2008 г.)

"Норд-Ост ударил напрасно?" (листовка ДС, октябрь 2008 г.)
Листовка ДС, 11 июня 2008 г.
Перемен требуют наши сердца (листовка)
Листовка ДС, 23 февраля 2008 г.
К годовщине убийства Анны Политковской


ПУТЬ ИН: ДЕСЯТИЛЕТКА ТЕРРОРА

Одиночный пикет
21 декабря 2009 г. активисты Демсоюза в Улан-Удэ Надежда Низовкина и Татьяна Стецура провели акцию по раздаче листовок и одиночному пикетированию приемной Путина (с плакатом "10 лет диктатуры путинизма. Всё путём, граждане сортира!").
"Листовок мы раздали много, - сообщает Надежда Низовкина, - в приемной Путина шел сталинский концерт КПРФ".
Н. Низовкина и Т. Стецура были задержаны милицией и провели несколько часов в отделении. Из сообщения Искры на сайте бурятского народа (СБН):
"Менты пока затаскивали, впали в бешенство, в машине совсем развязались, раз никто уже не видит. Ругали "сучкой" и на ты, представиться отказывались. Цымпилов Э.Ц., оформлявший задержание, часть протокола не выдал, издевался: "Вам мало, что ли?"
Полностью обсуждение можно читать
здесь.
Другие фотографии пикетирования 21 декабря можно посмотреть здесь.
Газета "Вечерний Улан-Удэ - Неделя" поместила статью Евгения Хамаганова об акции ДС. Приводим её текст:

"Каждому своё
21 декабря коммунисты праздновали юбилей Сталина. А демократы отметили десятилетие "путинизма".
Подготовку к празднованию 130-летия генсека-генералиссимуса коммунисты Бурятии начали уже загодя, с начала года проводя различные мероприятия и посвящая статьи в партийной печати на эту тему. Можно бесконечно дискутировать на тему "роль Сталина в истории", но факт остается фактом - до сих пор эта фигура является культовой для многих россиян. В день юбилея коммунисты провели торжественное собрание в зале Бурятской филармонии. На него пришли многие коммунисты, но неким знаковым событием стало появление в зале экс-президента РБ Леонида Потапова с супругой. Как позже признался товарищ Потапов, он намерен принять самое активное участие в партийной жизни. А один из коммунистов по секрету шепнул, что отчисления в виде членских взносов с весьма солидной пенсии Леонида Васильевича будут для рескома КПРФ неплохим подспорьем.
С докладом выступил первый секретарь рескома Вячеслав Мархаев, еще раз подчеркнувший заслуги "вождя всех народов", и вручил ряду партийцев памятную юбилейную медаль "В ознаменование 130-летия со дня рождения И.В.Сталина". Торжество завершили звезды эстрады, оперные певцы и танцевальные коллективы.
А тем временем, на улице, возле здания филармонии, в котором также разместилась общественная приемная Путина, устроили пикет активисты Демсоюза Надежда Низовкина и Татьяна Стецура. Госпожа Низовкина держала плакат, а госпожа Стецура, тем временем, раздавала листовки, посвященные десятилетию "путинской диктатуры". Как сказали девушки, они не знали, что коммунисты проводят свое мероприятие. Но когда представители КПРФ стали выходить из здания, их стали одаривать листовками. Реакция была разной - депутат Хурала от КПРФ Найдан Чимбеев одобрительно хмыкнул, глядя на плакат, другой коммунист, отказавшийся представиться, заявил, что это провокация.
В итоге, к месту пикета приехали сотрудники милиции. Несмотря на возражения девушек, говоривших, что это одиночные пикеты, уведомлять о которых не требуется, милиционеры после долгих колебаний засунули упиравшихся Низовкину и Стецуру в "УАЗ" и увезли в околоток. В общем, коммунисты отметили юбилей Сталина в здании, в котором находится приемная Путина, "внесистемная" оппозиция поагитировала коммунистов и была задержана, проходившие мимо "единороссы" ехидно улыбались. Все смешалось в доме Облонских..."

Любопытно, что в интернет-варианте публикации текст статьи был смягчен, название её изменено, противопоставление системной оппозиции (КПРФ) и внесистемной (ДС) снято.
Ниже приводится текст листовки, которая раздавалась на пикете:

"Десять лет на поводу:
Он не шёл - а мы пошли...

Вчера чекисты отпраздновали свой день, но их главный праздник будет уже через несколько дней. В ночь на 1 января 2010 г. исполняется 10 лет правления Путина. Десять лет нового тысячелетия, которые мы проспали, трясясь во сне, как проспим и эту ночь жестокого юбилея:
Десять лет, которые потрясли мир, особенно на Северном Кавказе. Человек, который о восстановлении курортов рубил: "Карфаген должен быть уничтожен!" - применяя в деле мирного строительства мрачную риторику антитеррора. Наверно, приснились Волгодонск с Москвою, а вырвалось в совещании о Сочи?
Человек с холодными глазами и культовой фамилией. Он не удостаивал лично застрелить женщину-журналистку или диссидента из бывших чекистов. Он только поводил зрачками и улыбался, когда это делали коллеги из ФСБ. Да и что мелочиться, когда целую республику расстрелял открыто?
"Ещё есть вопросы? Кто-нибудь ещё?", - иронизировали западные карикатуры. В России карикатур на президентов давно нет, по крайней мере, в газетах. Они появляются на заборах: ломака Владпут в дамском платье, не соглашающаяся идти на очередное соитие с Эрефией. Такие портреты вождя не приветствуются: "центр Э" (новая репрессивная служба взамен скромненького УБОПа) принимают антиэкстремистские меры против художников: Россия щадит своих диктаторов. Где-то совершает самоубийство загнанный Гитлер, трибунал вешает Муссолини и Саддама. А у нас в тёплой кроватке угасает Сталин, и на его похоронах братья и сёстры давят друг друга насмерть, и умирают, не замечая этого:
* * *
Но медведевская оттепель принесла новые заботы.
Не рассчитали мочители! Пока они защищали честь мундира от прорывающихся издёвок в интернете (ментов в освенцимы! на раскалённые сковородки!), антиментовская истерия взорвалась on-line: стрельбой начальника отдела милиции Евсюкова. Да, всё-таки не сравнишь силовиков с мирными чиновниками-портфелебрюхами. Те всего лишь по козлам стреляют в горах, а козлы, к сожалению, не отстреливаются. Покупатели в супермаркете тоже не отстреливались, ибо у нас не гнилая Америка, оружием кто попало не балует. Но лавина пошла:
Выстрел тувинского ДПС-ника, жертвой которого пала юная парочка "нарушителей" - несмелая самозащита загнанной легавой: "Мне показалось, что у парня было оружие!" Побоялся, что придётся ответить за козла? Не призрак ли коллективной ответственности лишает их разума?
Если нарыв рвётся, его легонько прокалывают сверху. Дымовские разоблачения призваны показать народу: это всё перегибы, злоупотребления, а линия партии невинна. Честные менты есть всегда! И храбрый Дымовский едет приклонить свою загнанную голову чуть ли не у стен Кремля - нашёл политическое убежище. Как после того отделаться от мысли, что его покаяние - инсценировка?
Апофеоз - демонстративный арест Сюсюры, министра МВД Бурятии, на другой день после победоносного совещания, где он рапортовал об успехах борьбы с преступностью. Ещё холёное тело Сюсюры не остыло от мягкого начкресла, как его уже тихо вызывают на беседу и самолётом доставляют в московское СИЗО. Назавтра он уже за решёткой, ехидно смотрит в объектив новостей. А эта трагикомедия о чём? <Это уже не путинизм, у нас неприкосновенной касты силовиков нет! Будь ты хоть мент, а понесёшь наказание!" - гордятся медведисты-обновленцы, начиная новый виток репрессий.
А где в это время Путин, когда Дым Сюсюры отчего-то не дует на Лубянку? Их минует чаша сия?
* * *
Стоит признать, что путинская власть довольно цинична, даже по сравнению с пресловутым сталинизмом. Леденящий Дзержинский мог быть только серым кладовщиком Лубянки, но не мог стать отцом народов: эту роль выполнял другой. Рукобитные штурмовики из числа молодых нацистов тоже не занимались в СССР уничтожением оппозиции, на то хватало чекистов. Владпут не ушёл, он с нами. "Так было, так есть и так будет всегда! Да?" - выбрасывает он вперёд руку перед селигеровскими развратниками, пока Медвед смиренно хозяйствует на заднем дворе. Путинизм связал нам руки, и не дымовщина их освободит. Это сделают выступления граждан против силовиков. Ведь глупо, в самом деле, выдирать гнилые зубы у покойника.
Демократический союз. Улан-Удэ."



МЕДВЕДТЕПЕЛЬ ШАГАЕТ! НАШ ГОРОД НА КРАЮ?

Статья, распространённая в Улан-Удэ и Волгограде 25 марта 2009 г.

За расследование пыток политзаключённых привлечена к суду Елена Маглеванная, журналистка газеты «Свободное слово».
Завтра, 26 марта, в волгоградском суде состоится рассмотрение иска тюремных надзирателей к Елене Маглеванной о возмещении морального вреда и публичных извинениях. Причина – серия публикаций о непрекращающихся пытках заключённого-чеченца Зубайра Зубайраева.
Насильно милящее опровержение
Журналистское расследование якобы оклеветало доброе имя начальников колонии №15.
Озабоченные своей деловой репутацией тюремщики даже занялись самоанализом, что вылилось в невменяемый по самохвальству текст опровержения: «Сотрудники уголовно-исполнительной системы находятся на службе у государства, и эта служба требует от них мужества, стойкости, выдержки и полной самоотдачи сил...» Перечисленные качества до сих пор требовались не самим службистам-зубодробителям, а скорее их жертвам.
Закон запрещает требовать от журналиста извинений, а уж тем более подписания заранее заготовленного опровержения. Принуждение подписать такой идеологически одиозный документ – бесстыдный политический шантаж, на который осмеливаются только силовые органы. Давление с целью вырвать отказ от собственных убеждений и общественной деятельности заставляют опасаться, что их действия могут зайти дальше.
Статья ДС в Волгограде «Нам, чтобы списать твой труп, достаточно написать три бумажки»
Серия статей Маглеванной о преступлениях в отношении заключенных-чеченцев сопоставима с описаниями зачисток в разгромной книге Политковской «Вторая чеченская». Теперь вместо федеральных войск в Чечне орудуют усмиротворители-кадыровцы. Но по-прежнему Москва, пусть и пользуясь услугами национал-предателей, не идёт у них на поводу. Сам Рамзан Кадыров заступался за Зубайраева, но даже его всесилия не хватило для непреклонного Центра – служба службой.
Что же переполнило чащу оскорбления тюремщиков? А как же им прикажете реагировать, когда очерняют их понимание государственного долга? «Чем уфсиновские палачи обосновывали столь зверские пытки, сравнимые с теми, что имели место в гитлеровских концлагерях? Да очень просто – изначально существовал приказ его «ломать», потому что он чеченец и вдобавок осуждён по таким статьям (сфабрикованные ст. 222 – хранение оружия, ст. 317 УК РФ – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. – Н.Н., Т.С.). Поступило указание создать для него и других чеченцев лагерь смерти… Избивали дубинками, прикладами, подключали к телу электрический ток... делали уколы, какие именно – не говорили… От него требовали того, что противоречит его жизненным принципам… он как верующий мусульманин, не мог есть свинину, которую ему специально подавали на обед…» (Статья «Пытки заключённых-чеченцев продолжаются»).
От Зубайра требуют подписать отказ от претензий к мучителям, от Маглеванной – унизительного покаяния. Как оценить моральный вред, причинённый уфсиновцам её разоблачительными статьями?
Он определяется мерой нравственных и физических страданий «оклеветанных».
Не тем ли, сколько военнопленных сегодня недопытают расстроенные, оскорблённые палачи?
Те душительные силы, которые они могли бы направить на конкретный патриотизм, они вынуждены терять в судебном процессе против демшизы!
А пока оправдываются тем, что Зубайр сам постоянно ударяется головой, хоть прям бери и сади его в камеру, обтянутую мягкими подушками. Так он ведь везде найдёт грязь, об которую удариться лбом назло надзирателям-кяфирам!
Маглеванная – правозащитник, член Демократического союза Волгограда
Человек, который не дорожит своим домом, который стыдится дома, построенного на решётке из человеческих костей, который идёт и ломает эти застенки, не боясь попасть под обломки, не считает, что его слабеньких сил не хватит на то, чтобы потрясти эти основы – как это считают несравненно более могущественные, которым есть что терять. Елене тоже есть что терять, хотя бы возможность жить интеллектуальным трудом. Но в государстве, где люди лишаются большего, где замученный помнит только об одном желании – успешно перерезать себе вены, когда и права уйти из жизни его лишают, не остаётся возможности хвататься за своё благополучие и за свой любимый интеллектуальный труд. Прочим кажется, что стены их домов, опираясь на решётки, становятся только крепче. Не просчитаются ли? Настанет день, когда именно они проснутся уже полураздавленными и полузадушенными, под обломками тех решеток, которые еще вчера так надежно их защищали.
Наша Родина одержала победу над тоталитаризмом
Во-первых, переименованием Дня политзаключённого в День памяти жертв политических репрессий (не потому ли приходится поминать за упокой ещё живых узников?). Во-вторых, в школьных учебниках обществознания появились сводные таблицы с динамикой численности политзэков: застой – перестройка – демократическая Россия. Таблица заканчивается величественной цифрой «0». Не много ли людишек мы приравняли к нулю?
Конечно, мы беззаветно должны гордиться высочайшим достижением правового государства Российского – тем, что статьи УК, по которым у нас садят, не нумеруются статьей Пятьдесят Восьмой. Тем, что цензурные статьи не называются у нас Антисоветской Агитацией. Но вот скажите-ка, в ГУЛАГе была ли секретная инструкция, которая приказывала подвергать особым истязаниям поголовно всех заключенных одной национальности? Или это демократическое завоевание только нынешнего режима?
А почему путинско-медведевская уголовная система применяет такие нормы, осуществляя геноцид целой нации? Очевидно потому, что Россия фактически не считает чеченцев своими гражданами (при этом, разумеется, не давая им свободу). Россия очень хочет сохранить Чечню, но она также очень хочет истребить её население, и незаконных задержаний, исчезновений, бункеров, вырытых в земле, ей не достаточно – она пользуется официальной тюремной системой.
Многие политзэки достойны награды за гражданское мужество, а к некоторым из них применяются пытки. Некоторые (например, Зара Муртазалиева) из них, попавшие как неповинные, так сказать, щепки под волну репрессий, в заключении становятся подлинными политическими, твёрдости которых мог бы позавидовать не один общественный деятель. Они к этому не готовили себя всю жизнь. Такими их делает бесчеловечный режим, если он стремится именно к этому, пускай продолжает в том же духе, на выходе он получит тысячи убеждённых мстителей. Режим тоже не дурак, некоторых он уничтожает ещё в застенках, таких, как Салман Радуев. В этом году исполняется 130 лет уголовно-исполнительной системе России и 35 лет Дню политзаключённого. Эти даты чересчур туго связаны между собой. Туже, чем можно терпеть.
Мы требуем освобождения политзаключённых, военнопленных и узников совести. Требуем прекращения издевательств над ними. Но, зная нашу тюрьму, мы понимаем, что второе наше требование лишено смысла. Мы повторяем первое требование: освобождение. Тем безусловнее, что система, охраняющая наш обывательский храп, порочит себя и нас. У-Успокоенная деревня! Наш город на краю? Не ждет ли он оттепели? Он дождётся взрыва. Ледоколом.
Надежда Низовкина, Татьяна Стецура, журналисты газеты «Свободное слово», Демократический союз, Улан-Удэ

Некоторые имена, которым горько посчастливилось стать известными:
Нурпаши Кулаев, военнопленный, арестованный при штурме Беслана – пожизненно.
Зарема Мужахоева, террористка, добровольно отказавшаяся от взрыва – 20 лет.
Зара Муртазалиева, жертва сфабрикованного террористического обвинения, убеждённая сторонница независимости Чечни – 8,5 лет.
Заурбек Талхигов, чеченец, ведший переговоры с захватчиками Норд-Оста об освобождении заложников – 9 лет.
Борис Стомахин, московский журналист, сторонник независимости Чечни, узник совести, обвиненный в написании экстремистских статей – 5 лет.
Бахтияр Умаров, имам бурятских мусульман, приговорённый к выдаче Узбекистану по обвинениям политического характера – неизвестно.



СТАТЬЯ О ЛИСТОВКАХ 23 ФЕВРАЛЯ В ГАЗЕТЕ "ИНФОРМ-ПОЛИС" И ЕЁ ОБСУЖДЕНИЕ



23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ТРА-УРА!
ДЕНЬ ЖЕРТВ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА!
Листовка Демсоюза, распространённая в городе Улан-Удэ 23 февраля 2008 г.

Милитаристы! Хунтари! Зачистщики...
Кто сказал, что убийца не герой?
Только кровь возвышает ваши души!
23 февраля исполнилось ровно 65 лет сталинской депортации чеченского народа. В те же дни за пределы своей родины были высланы целые нации: ингуши, крымские татары, калмыки, немцы, финны, латыши, литовцы, поляки, болгары, армяне, турки, курды - 3 млн. 333 тысячи человек. Депортация народов, повлекшая гибель огромной части их представителей, на международном уровне признана геноцидом. А на российском - стёрта с лица истории.
Сегодня вы поздравляете своих мужей, отцов, радуетесь и не ждёте, что кто-то посмеет омрачать ваш праздник. Они, конечно, мужья и отцы хорошие. Но и любой зверь - хороший родитель своим зверёнышам и хороший супруг своей самке. Однако он при этом замечательно кушает других зверушек и приносит их мёртвые тушки для прокормления своего семейства.
Листовка ДС. Фотография газеты Информ-Полис У зверей есть оправдание: хищники без мяса жить не могут. А мужчины-люди могут взять себе за образец трудолюбивого хлебороба, продвинутого программиста, смелого учёного или правдоискателя. Наконец - серьёзного воспитателя своих детей. Но идеал мужчины предпочитает отстаивать своё мужское достоинство профессиональными убийствами, включая чужих детей. По заданию, за деньги, не из ненависти, отродясь не видя своего врага, не глядя на него издали из самолета. Хотя некоторые не гнушаются не только посмотреть в глаза жертве, а и раздеть, и на тело посмотреть, и не только посмотреть...
Непризнанные Ульманы и Будановы ещё ждут своей награды. Ежегодный показатель нашего технологического развития - не демонстрация мирных роботов, компьютеров, телефонов, но авиасалоны. Любимое зрелище нашего народа - военные игрушки прямого действия.
Не знаем как мужчины, а вот Защитники Отечества получили хороший подарок к своему торжеству. По крайней мере наиболее подлые из них, подготовляемые к усмирению собственного народа. Надбавка за подлость - от 35 до 160 тысяч рублей ежемесячно для отличившихся военнослужащих. От 40 до 200 тысяч - особо радеющим сотрудникам милиции. Теперь понятно, кто это раньше побирался на помойке с палочкой резиновой!
На днях миротворцы-принудители отметили двадцатый День воина-интернационалиста, следовало бы сказать - империалиста. 1989-ый - год вывода советских войск из Афганистана. 10 лет спустя, в 1999-ом, их славные преемники вторглись в Чечню, не удовольствовавшись предыдущей войнушкой с ненавистной республикой. 40 лет назад наши танки шли по Праге и по правде, подавляя оппозицию в чужом государстве. Тогда честь наших соотечественников спасли семь демонстрантов на Красной площади. Сегодня преследуют татарского общественного деятеля Рафиса Кашапова за то, что он воспротивился насильственному крещению мусульманских детей. Это уголовное преступление. А в благословенной Бурятии держат в одиночной камере и собираются выслать в Узбекистан, на пытки и неправосудие, бурятского имама-узбека Бахтияра Умарова. Он строил единственную мечеть в Бурятии. Это уголовное преступление. То есть не это, а "антиправительственные высказывания" в адрес Узбекистана. Кто больше?
23 февраля - Праздник геноцида.
Демократический союз. Улан-Удэ.



РАЗГОВОР СО СЛЕДОВАТЕЛЕМ О СВОБОДЕ СЛОВА

4 марта с. г. мы побывали в следственном отделе. Нашего следователя зовут Куницын Антон Викторович, юрист 3 класса. Был вежливым до невозможности, то есть все время спрашивал разрешения, когда хотел пить кофе или курить. Довольно образованный, речь заходила о деле скинхеда Сергея Рябова (видимо, он его и вел). Много спорили про Европейский суд - он возмущался, что Страсбург просто издевается над российским правосудием.
Он говорил, что в нашей листовке от 23 февраля ("День жертв защитников Отечества") не находит ничего аморального (в отличие от листовок скинхедов), но, например, про дело Саввы Терентьева говорил с большой неприязнью к нему и к оскорблению органов. Постоянно раздваивался: сам твердил, что никому не позволено писать что угодно, и вместе с тем явно волновался и показывал признаки либерализма. Нерешительным он не был, но ему, возможно, не нравится лично исполнять роль политической полиции. Сказал, что в свое время интересовался историей революционеров и пришел к выводу, что их действия привели только к крови, хаосу и разрушению страны.
Вначале сказал, что намерен в этот раз не возбуждать дело, но в следующий раз оно будет возбуждено. На это Надежда ответила: "Мы будем продолжать это делать". Он слегка подался вперед, напрягся и резко сказал: "Уезжайте отсюда". В процессе диалога он несколько раз уже более внимательно брался за листовку, пытался перечитывать, то же с газетой. Потом взялся за комментарий к УК, тоже то отложит его, то снова листает нервно, плохо соображая. Сказал мучительно: "Под 282-ю не подпадает..."
В целом, весь разговор шел в самых радикальных тонах. Государственническую позицию он отстаивал жестко... В конце подвел итог: "Я проанализирую эти материалы, приму решение и сообщу его вам..." Потом, после длинной паузы, уже без прежней твердости добавил: "Скорее всего, оно будет об отказе в возбуждении дела".
О газете "Свободное слово" он говорил достаточно решительно, что если до 13 марта не будет предоставлена копия свидетельства о регистрации, то придется привлечь ее за "незаконное издательство". Хотя понятно, что в отношении малотиражной газеты такой статьи просто нет...
P. S. После этого допроса мы находимся "в режиме ожидания результата", так как экспертное исследование наших материалов не готово.
Н. Низовкина, Т. Стецура (март 2009 г.).

ЗАДЕРЖАНЫ НА АКЦИИ В ЗАЩИТУ МУСУЛЬМАН

23 февраля около 6 часов утра по местному времени в Улан-Удэ были задержаны милицией активистки Демократического Союза (ДС) Надежда Низовкина и Татьяна Стецура. Задержали их на главной городской улице - "Арбате" (улице Ленина), где они проводили акцию по расклейке листовок ДС с обращением, посвященным годовщине депортации мусульманских народов Северного Кавказа в 1944 году. (Как известно, депортация чеченского и ингушского народов проводилась 23 февраля 1944 года).
Всего по городу было расклеено 200 экземпляров листовок. Листовка озаглавлена: "23 февраля - день тра-ура! День жертв защитников Отечества!". Авторы листовки иронически обращаются к будущим читателям: "Милитаристы! Хунтари! Зачистщики!.."
Авторы обращения выступают и против современных репрессий против мусульман. Один из таких людей, подвергшихся необоснованным репрессиям - Бахтияр Умаров, мирный строитель мечети и бурятский имам, арестованный по заказу спецслужб Узбекистана. Ташкентские власти преследуют его за религиозные убеждения. В настоящее время готовится депортация Умарова в Узбекистан, где ему грозит до 20 лет заключения по сфабрикованным обвинениям в экстремизме.
Другой пример сегодняшних репрессий против мусульман, на который обращают внимание авторы листовки, - уголовное дело Рафиса Кашапова в Татарстане. Кашапов - активный политический деятель и правозащитник, которого преследуют за защиту свободы религиозных убеждений. "Религиозные репрессии превращаются в систему, - считают участницы акции. - Причем эти репрессии проводятся в национальных республиках традиционно неправославного вероисповедания. Не боятся ли власти спровоцировать солидарность нерусских резерваций?".
После задержания Н. Низовкина и Т. Стецура были доставлены в отделение милиции, где их продержали 11 часов. Задержанные были допрошены, однако состава административного правонарушения милиция в их действиях найти не смогла.
(ДС-информ).

УРА-ПАТРИОТИЗМ КАК РАЗВИТАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Листовка Демсоюза, распространённая в городе Улан-Удэ в ноябре 2008 г.

Россияне свято чтят свои национальные традиции.
Как-то: угнетать меньшинства национальные, религиозные, сексуальные, гендерные, возрастные. А также тех, кто их защищает. И вообще всяких инакомыслящих и неформалов.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Какие науки питают наших юношей духом толерантности?
Уж не основы ли православия? Там учат в патриотическом экстазе вырывать позорные главы из отечественной истории. Зачистка учебника. Показывай учителю выдранные страницы и уточняй, верно ли понял задание. Куда же без Бога? Крепчайшее убеждение без аргументов - привлечь Бога в сообщники. Внушай, что Бог не творил людей равными! Он уже искупил грехи всего человечества, простит и тебе твою маленькую ложь.
Уж не русская литература ли? Картинка: на Илье Муромце, древнерусском бэтмене, мелким горошком повисли желтоватые монголо-татарчики, он поводит плечом, и стряхивает их к своим богатырским стопам. Сюжет комментируется неполиткорректным обращением к хану Батыю: "Уходи ты с татарами от русской земли, если хочешь, собака, остаться живым!". Идеал воспитания многонациональной аудитории второклассников!
А повзрослевшим, вопреки антитеррористической пропаганде, дают Тараса Бульбу. Он бросал в огонь польских младенцев с матерями, выволакивая из алтаря. Без двойных стандартов он был бы объявлен главарем незаконного бандформирования за истязание мирных жителей. Но разве найдутся такие муки и такая сила, которые бы заставили русского усомниться в своей правоте!
Что у нас все-таки воспитывают: толерантность или патриотизм?
Само собой патриотизм. На уроках военной подготовки, с ружейными приемами и маршировкой. А вот уроков толерантности нет, как и уроков прав человека. Немудрено, что патриотизм славится превыше всякой толерантности: доверие к Родине-матери безусловно. Если мать сказала: пей квас и извергай его на чурок, докажи доверие делом! Если дым Отечества пахнет парашей, то полной грудью вдохну воздух этих полей...
И сыны Отечества отправляются "очищать наш город от мусора".
Очищение - приятное и полезное дело. Но не любое. Например, очищать город с использованием метлы не так уж почетно, не так обогащает кровь адреналином. А вот делать то же самое в отношении инородцев - непыльная работа, позволяет продемонстрировать крепость своих мускулов и нервов.
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Не там, где убивают защитников малого народа, а там, где с рождения не дают распрямиться потомственным рабам. Такова основа всех фашистских идеологий... и концепций государственной безопасности.
Когда многонациональное российское общество встанет с четверенек и усвоит потрясающую истину "Все люди рождаются равными и свободными?" Через 300 лет перегнать черепаху? Вполне толерантно по отношению к черепахе и подобным животным, еще более пресмыкающимся, чем человек. Тогда мы точно никого из рожденных ползать не оскорбим.
Мы слишком боимся расшатать гнилой зуб конституционного строя.
Но называем его по-другому - межнациональным согласием. А может, это не гнилой зуб, а молочный? Если вырвать, на его месте вырастет настоящий. На открытом диалоге. На признании всех гонимых меньшинств. Без доказывания их непорочности.
Проблема "порочности" нац-(и проч.)-меньшинств у нас погашается суррогатом толерантности. Это когда русский простодушно успокаивает друга-неруся (наоскорбляв перед тем его сородичей): "Ну, ты-то совсем не такой, как они, все равно что русский!" Согласитесь, огнетушитель так себе.
Как помочь горю? Не умеем мы дружить без образа врага! Даже когда Отечеством станет вся Земля, бороться мы будем. С гнилым Космосом. С зеленокожими пришельцами, с инопланетными гастарбайтерами, с импортерами революций на Землю. Толерантность наконец воцарится. На Земле. И не пядью дальше.
Истинная любовь ревнива и взыскательна. Как истинные патриоты своей Родины, мы призываем ее поглядеться в зеркало и умыться. От ксенофобской чумы.
Демократический союз. Улан-Удэ.



ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА –
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ СОГЛАСИЮ!
Казанской Богородице согласия и примирения недостаточно?
Покрестим Единством революцию и конституцию?
Листовка Демсоюза, распространённая в городе Улан-Удэ в ноябре 2008 г.

Набить морду, не похожую на свою, вдохновляет новый праздник, освященный государством и Русской Православной церковью в 2005 г. Даже в далёкой от толерантности царской России он отмечался только как день Казанской иконы Божьей Матери, но не как день единогласия. Сегодняшнее светское, многонациональное, демократическое государство отказалось от такого устарелого подхода (от конституционного принципа отделения церкви от государства). Впереди светлое шовинистическое будущее, кристально светлокожее. Ныне правят бал державники, мастера зачисток на предмет формы носа. Этим чистильщикам благоволят силовые слои, дабы держать в благодарном трепете лица, и мысли их обладателей.
На какое шило мы заменили наше старое мыло? 7 ноября у нас была Великая Октябрьская революция. Величие её было подвергнуто сомнению, но с календарём спорить сложнее. Потому революцию оставили на её хронологическом месте, обозвав Днём согласия и примирения. Отчего бы не называть его Днем октябрьской революции, если из великих разжаловали? Из каких соображений восстание можно переформатировать в согласие и примирение, народу осталось не слишком понятным.
Но вспомнив про широкие просторы для мечты и для жизни, решили не церемониться с таким клочком бумаги, как календарь. 7 ноября покрасили чёрненьким, а красненького всё-таки не доставало. Из всех архивов нашли наивернейшее свидетельство истории – православный месяцеслов. В 1612 г. установлено празднование иконе Казанской Богоматери и назначен день избавления русских от поляков. Избавление, и точка.
Летописцев от агитпропа не беспокоило, что внутренний социальный конфликт они огрубили до противодействия интервенции. Что в гарнизоне «польских оккупантов» служило немало русских, а обоих «иноземных ставленников» Лжедмитриев поддерживали восставшие крепостные, кои с удовольствием поднимали на вилы своих русских господ. Завидное единение! Как было православным боярам остановить польскую чуму? Оставалось молиться на чудо. Чудо им и помогло. Потому и оставить надо этот праздник в чудесных святцах, а не бухать в светский колокол.
Гражданин Минин и князь Пожарский, конечно, полезное дело сделали. Сплотили враждовавшие русские сословия. Только это миф из триединства православия – самодержавия – народности. И наглых поляков окоротили. Только не вспомнить ли заодно, как царские каратели подавляли восстание поляков, требовавших независимости? А Катынь 1940, где советский расстрел 22 тысяч польских военнопленных был приписан немецким фашистам? Так как же всё-таки с революцией поступить? А как все правительства любят обращаться с революциями? Очень просто: мысленно подменить 17-й год 37-м. Результатом революции объявить тоталитарный строй. Какие могут быть после этого разговорчики? Кто рискнёт назвать себя антигуманным сталинистом? А революция вообще-то разбивала многие тоталитарные цепи строя царского, освобождала личность. Подробное перечисление оставим коммунистам.
Вот когда бывшие революционеры, уничтожив часть своих товарищей-вольнодумцев (возражавших против террора), обросли чекистскими клыками, тогда и повернулась избушка снова полицейским задом. А подлинная свобода всегда – на изломе. Свобода приходит нагая. Но замотай её в жандармский мундир, им и придуши втихаря, – и все отвернутся, не узнав её. Подумают, что она и есть жандарм, которым её запугала государственная нянечка.
12 декабря День Конституции. Был. И он почил во бозе. Вопрос: а его-то за что?
Минин и Пожарский – знамя народного единства?
Мина, высекающая Пожар межнациональной розни, аминь!
Демократический союз. Улан-Удэ.



СПРОСИ СЕБЯ - ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?
НОРД-ОСТ УДАРИЛ НАПРАСНО?
Листовка Демсоюза, распространённая в городе Улан-Удэ в октябре 2008 г.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы! Так начиналась листовка, за которую год назад объявили в розыск ее авторов, за разжигание национальной розни. Куплет, запрещенный к распространению, не благословлен... Еще один. Можете не надеяться на молчание. 23 октября 2002 г. был захвачен Норд-Ост. 26 октября силами спецназа были убиты находившиеся в нем заложники и их захватчики, требовавшие переговоров о прекращении войны в Чечне. Их угомонили. Осень вечно права.
P.S. Литературное произведение не содержит обвинений в адрес всего российского народа.
Переговоры с террористами
Их вела Анна Политковская
"Ты наш, проклятый Рубикон!
Сюда, поближе микрофон.
Мы на виду, довольно тайн.
On-line.
Вы все расскажете потом
Про красное на золотом,
Про жатву ада с черных нив.
Believe!

У вас, наверно, рассвело.
На подлокотнике стекло
Не дописало столько слов:
На Off? -

Покуда можно - не рванем!
Простите нас за ход конем:
Нас первых поволок потоп
Non-stop.

Город спал, когда мы все ушли
По осколкам смуглыми ступнями.
Наша тень бежала вслед за нами,
Припадая грудью до земли.

Город спал, а у его стены
Вслед нам ощетинилось железо.
Город спал, а мы спешили к лесу
В жаркие объятия войны.

Пробил час наш - час пути назад:
Может, мы кого-то пожалели,
Гордостью гордыню одолели,
Город, мы почти у твоих врат,

Город, видишь, мы почти дошли.
Но не жди с поклонными дарами:
Наша тень ступает перед нами,
Поднимаясь медленно с земли.

Вы передайте наш наказ,
Пусть Город выслушает нас,
Не то продолжим интервью
В раю,

И если близится отбой,
Мы вас возьмем туда с собой:
Почетный все-таки погост
"Норд-Ост".

А я ушла за пять минут,
Все верила, что не рванут,
Держала стены на спине
Во сне...

Рванули, только не они.
За ночью снова будут дни.
Вот только соберем туман
В стакан.

После штурма

Нет, не сбылось. Напрасно боль
Надеялась на отпущенье.
Нет, не сбылось. Кровавый ноль.
Финал осмысленного мщенья.

Три дня всклокоченную муть
Мирила выжившая вера.
Теперь назад не повернуть,
Взмахнула веслами галера.

Вот эта вера лишь одна
Осталась - но честней и строже,
Недаром нам теперь она
Обходится еще дороже.

С моей землей переболю
Все изверженья и обрывы,
Но как той арии мотивы -
И смерти я не уступлю.
                  Liberia

НОРД-ОСТУ 6 ЛЕТ. ЧТО С ТЕХ ПОР ИЗМЕНИЛОСЬ?

Поскольку расследование обстоятельств этих событий не проведено, выводы не сделаны, геноцид народов Кавказа не прекращен, а чеченцы и их защитники пополняют ряды политзаключенных, октябрь - 2002 БУДЕТ НАПОМИНАТЬ О СЕБЕ ЕЖЕГОДНО.
Колокол звонит не однажды.
Демократический союз. Улан-Удэ.
Газета "Свободное слово", "Порог Ангары",
http://slovods.narod.ru/angara.html


СВЯЩЕННАЯ НАША ТЕМНИЦА
Листовка Демсоюза, распространённая в городе Улан-Удэ 11 июня 2008 г.

12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила прекращение существования Советского Союза.
Этим актом освобождались от колониальной зависимости союзные республики, в настоящем государства СНГ.
Но другие национальные республики, автономные, – нынешние субъекты Федерации – были лишены права на самоопределение. Их отчаянная борьба за это право навлекла на них все кары федерального центра – от репрессий в отношении деятелей национальных движений до пролития крови и геноцида целых народов.
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ! – так прежде именовался этот день. Независимости от кого? Вас держали в рабстве или у вас всё-таки была дружба народов? Однажды Россия спохватилась, что это скорее она держала остальные союзные республики в рабстве, а не они её. Устыдившись того, что прибеднялась, она откровенно отбросила неудобное словечко «независимость». Отныне и по сей день праздник именуется просто и величаво – «День России». Никаких нездоровых ассоциаций.
Когда дружественные республики разбегаются из СССР, когда мыши бегут от сыра, распознав под ним мышеловку, – что же тогда остаётся? Разве что напутственно помахать им вслед бывшим символом объединения. Этим алым платочком их вряд ли удержишь, коротковат для петли.
В этот день Нерушимый Союз, первый и последний раз в жизни состроив человеческое лицо, отпустил державный обруч, дав разорваться сосуду, и освободил давно кипевшую лаву. Жаль, что не всю. Опомнившись, его правопреемница Российская Федерация снова крепко захлопнула имперскую крышку. Дабы не разбазарить оставшихся рабов, которых она почитала своей крещёной собственностью, полученной в наследство. С посвежевшими силами Родина беспощадно принялась за нетвёрдых в вере сынов, желая излечить их от чумы самостийности.
В чем-то она была права. Наследником почившего вождя может стать только наиболее властный и кровожадный член осиротевшего племени. Россия больше всех братских республик соответствовала данному критерию. Одна ты такая, хранимая Богом…
ПОЧЕМУ МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ РАСПАД СССР? Ненавидим дружбу народов? Ненавидим сами эти народы? Неправда.
Не прогнать их мы хотим, а отпустить на волю. Мы не из тех, кто приказывает: «Собирай скорей баул и вали в родной аул!». Интересная закономерность. Нацисты и черносотенцы, выгоняя в шею инородцев и мигрантов, в то же самое время стремятся удержать при себе республики, граждан которых так мечтают вышвырнуть с родных просторов. Зачем им сохранение границ, а то и расширение их? Чтобы великодушно облегчить ненавистным инородцам переход пограничных рубежей? Чтобы ещё более насытить свою чистую кровь заразой этнической преступности? Не проще ли дать вольную разбойникам, изгнав их из страны?
Может, вы потому ими дорожите, потому ваши объятия так прочны, что больше всего вы боитесь вражеского Запада, а не каких-то беспомощных дикарей? Удобно использовать малые народы как легионеров, дешёвых наёмников, телохранителей? А потом, когда тучу пронесёт, когда над полюшко-полем прояснится небо, – выбьете оружие из рук своих защитников и привычно швырнёте их на колени?
Мы – не влюблённые в социалистический рай, оплакивающие его утрату. Критикуя праздник под названием «День России», мы вовсе не критикуем историческое событие, запечатлённое этой одержавленной датой красного календаря. Следует порадоваться, насколько безболезненно прошла эвтаназия одноглавого монстра, с его множеством скованных рабочих рук – и ног, движущихся в направлении свободы.
Неприятие вызывает как раз то, что распад остался незавершённым: федеральная голова так и не отпустила «менее равные» народы. А ведь большинство из них, от Кавказа до Сибири и Дальнего Востока, завоёваны силой оружия, после героического сопротивления. Целые семьи совершали самоубийство, зная бесчеловечность поработителей.
Более того, даже добровольное вхождение некой нации в состав государства не лишает эту нацию права распоряжения собственной судьбой. Сделка, совершённая добровольно, может быть расторгнута, а кабальные сделки в цивилизованном обществе запрещены.
Допустим, некая нация сегодня физически свободна и благоденствует в составе Империи – не подозревая о том, что существуют ещё другие стандарты свободы и благоденствия. Но лишь до той поры, пока она не смеет или не догадывается помыслить о подлинном освобождении. Стоит ей сделать хоть шаг по направлению к двери – выкрашенной в тёплый цвет санатория – как эта дверь ощетинится стальными засовами, заблестит нескромным глазком, а дерзкую невольницу поволокут обратно, в центр камеры. Укрупнение регионов – тому пример. Мирные протесты караются немедленно, как экстремизм.
Даже сама угроза расправы над нацией, осмелившейся распоряжаться собой, – есть произвол. Особенно когда эта угроза юридически закреплена и подкреплена хорошо известными прецедентами.
НИКАКИХ МАЙДАНОВ! Так ежедневно покрикивает надзиратель, а спецсредства в его руках убедительно подтверждают право сильного. Он бы, кажется, рад запросто казнить своих пленников и не мучиться, да жаль, всё-таки собственность. Не хочет же он повторить судьбу щедринского помещика, одичавшего в отсутствии рабов.
Но сегодня светлый праздник, сегодня День ЕДИНогласия – и тюремщик уговаривает ласково. Уговаривает поредевшие, но всё ещё тесные ряды оставшихся заключённых. Уговаривает уважать несломленную тюрьму народов, в коей они имеют честь задыхаться.
Может быть, в этот день и сам надзиратель верит в то, что притихшие узники навсегда забыли, сколько свободы они вчера стремились проглотить, как ненасытны были их бунтарские сердца.
Демократический союз. Улан-Удэ.

ОБСУЖДЕНИЕ ЛИСТОВКИ НА САЙТЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА



ЛИСТОВКА ДС, распространённая 8 мая 2008 г. (УЛАН-УДЭ)

ПЕРЕМЕН ТРЕБУЮТ НАШИ СЕРДЦА
Перестройка и те, кому этого мало

Прохожий на ночной безлюдной улице, не торгуясь, продаст первому встречному запылившийся в кармане револьвер. Чем закончится подобная сделка?
Ваше главное оружие – свобода. Неважно, что вы о ней редко вспоминаете. Кошелек, будь он пустым или полным, у вас отнимут вслед за свободой. Потому что без нее беззащитны и вы, и все ваши сокровища, которые вы минуту назад приобрели в обмен на тот самый револьвер-свободу. Думали, хлеб идет? А это воинская команда.
Кто обращается к вам с подобными дерзостями? Кто отвлекает вас посреди бала, воздействует на вашу психику и вербует доверчивых единомышленников? 20 лет назад, 8 мая 1988 г., основана первая независимая организация в СССР, объявившая себя политической партией, – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ДС).
На ее счету выпуск оппозиционных печатных изданий, сотни несанкционированных митингов в защиту прав человека, политзаключенных, национально-освободительных движений, в частности, против укрупнения регионов. Всемерную поддержку свободного развития национальных автономий считает своим гражданским долгом.
И 10 лет административных арестов за эти акции. Главное отличие от "умеренных" демократов – в отношении к закону. ДС допускает игнорирование или демонстративное нарушение закона, противоречащего международным стандартам прав человека. Деятельность ДС направлена на достижение следующих целей: приоритет прав личности перед интересами государства; безусловное соблюдение гражданских свобод: слова, печати, культурной и научной деятельности, вероисповедания, организаций, собраний, митингов и демонстраций; обеспечение права наций на самоопределение, включая отделение. С 1994 г. деэсовцы последовательно выступают за вывод федеральных войск с территории Чеченской Республики.
ДС добивался отмены законодательных актов, преследующих за частнопредпринимательскую деятельность; введения права на альтернативную гражданскую службу и последующей отмены всеобщей воинской повинности.
Вы спросите: это ПАРТИЯ? Да. Но никогда не имела статуса официально зарегистрированной политической партии и не принимала участия в выборах, сознательно оставаясь независимой правозащитной организацией.
ИДЕОЛОГИЯ? Да. Но ее главный постулат – плюрализм и равноправие всех идеологий, запрет огосударствления любой идеологии или религии.
РЕЛИГИЯ? Да. Но любая религия предусматривает свой особый механизм очищения верующего от его грехов. В язычестве – принесение подневольной человеческой жертвы. В христианстве – добровольной жертвы вочеловечившегося Бога за грехи своей паствы. В исламе за искупление собственных грехов человек ответственен уже сам, однако очищение производится путем соблюдения внешних обрядов. Наконец, буддист тоже очищается от вины самостоятельно – путем заглаживания ее позитивными поступками. Только грехом он признает лишь активное причинение зла другому. Бездействие же, причиняющее не меньшее зло, не осуждается. А в нашей вере равно осуждаемы как антидемократические поступки, так и бездействие, допускающее их совершение другими. Снятие с себя вины возможно лишь путем активного протеста.
– Фанатичные поборники разнузданной свободы, – бросите вы презрительно! Да. Но НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Защита свободы экономической деятельности или половой эмансипации часто сопряжена с отречением от этих искомых благ самих борцов. Преуспевать в извлечении прибыли или в удовлетворении телесных пороков им некогда. Порой они намеренно принимают обет воздержания от пользования теми свободами, которые отстаивают. Хотя бы во избежание обвинений в личных эгоистических мотивах.
Более того. Не только не для себя – это не редкость. Народовольцы тоже действовали не для себя: они расплачивались жизнью за свои идеи задолго до их воплощения. И исламские фундаменталисты, гибнущие во имя торжества шариата, тоже действуют не для себя. Порадоваться воплощению данной богоугодной политической системы им, погибшим, все равно не придется, а отраду в небесном саду они получат и без воцарения шариата на земле. Не только не для себя, но и не ради установления собственной системы ценностей путем искоренения иных идейных течений. Деэсовцы, сами преследуемые за свои убеждения, никогда не оправдают репрессии против инакомыслящих, даже если речь идет о врагах. Последовательные поборники свободомыслия никогда не посягнут на свободу мыслей, враждебных им, принципиально не позволят себе расправляться с политическими оппонентами теми методами, которые прямо противоречат их идеалам.
Они скорее пострадают за право на существование чужих идеалов, как бы они им не претили. В марте 2008г. в Улан-Удэ на 1,5 года условно был осужден за распространение листовок и видеоролика нацистского содержания скинхед Сергей Рябов (ст.282 УК РФ – разжигание межнациональной розни). ДС Улан-Удэ публично осудил вынесение обвинительного приговора по цензурной статье, вместе с тем недвусмысленно отмежевавшись от фашистской идеологии, пропагандируемой Рябовым. Зачем? В 1990г. в Москве по аналогичной статье УК был приговорен к реальному лишению свободы Константин Осташвили, за пропаганду антисемитизма. В тюрьме он был убит. Этот неожиданно кровавый финал борьбы за ценности гуманизма заставил серьезно задуматься борцов с национальной дискриминацией. Что вы предпочтете: равноправие в споре – с моральным преимуществом на вашей стороне – или внезапное сострадание общественности антигуманным идеям – вследствие несоразмерной жестокости государственной инквизиции к их носителю?
Ценности ДС не совсем новы для Бурятии. В начале 90-х гг. в Улан-Удэ республиканские СМИ периодически освещали хронику судебных преследований членов Демсоюза Улан-Удэ Виктора Муратова и Андрея Капитонова. Их обвиняли в оскорблении председателя Верховного Совета Бурятии (впоследствии президента республики) Леонида Потапова (в тексте плаката он был назван «фашистским преступником»). А.КАПИТОНОВ подвергался преследованиям за отказ служить в армии по политическим убеждениям. После проведения акции протеста подвергался обыску, в ходе которого у него были изъяты «орудия преступления» – бумага и чернила. Перед судом был арестован с гнойной ангиной в тяжелой форме. Опасения дальнейших политических репрессий вынудили его эмигрировать в Чехословакию. В.МУРАТОВ, адвокат, бывший прокурор из Читинской обл., занимался правозащитой. Задерживался при распространении газеты ДС «Свободное слово». Подвергался административным арестам за участие в акциях протеста и в связи с предъявлением (в конце 90-х гг.) 2 исков о возмещении морального вреда к прокуратуре и МВД – по факту незаконного ареста и исчезновения в результате обыска части его имущества. В июле 2000г. от него было получено последнее письмо, вскоре после чего погиб при загадочных обстоятельствах в собственной квартире.
Дочитавшим до этого места. Мы ничего от вас не требуем. Кроме честности перед собой – подать голос, когда в вас беззвучно кричит совесть, промолчать, когда от вас требуется участие в хоре славословий; поднять руку в защиту своих убеждений или одернуть ее, когда к ней тянется кукловод. Тяжело? Да, ведь и губы, склеенные от бесконечного молчания, нелегко разомкнуть – больнее, чем зашитые.
Но нам не до пирожных. Нам на первый случай довольно хлеба – мыслей. Государство, которому мы бросаем вызов, все еще не осмелилось назвать мысль преступлением и открыто карать за нее. И мы не называем мысль подвигом (это естественный признак существования человека) и не награждаем за нее. Но – благодарим.
За ваш взгляд, упавший на листовку, – даже если он расцарапал ее ножами ненавидящих глаз. За пальцы, чуть почерневшие от краски, – даже если они брезгливо подцепив прокламацию, швыряют ее под ноги или почтеннейшее кладут на чекистский стол. За то, что хоть крохотное жало бессонной мысли осталось внутри ваших сердец. За то, что безжалостной опухолью, разрывающей решетки ребер, будет с этого часа расти ваше сердце, ваша совесть – благодарим!
А тех из вас, кто вслед за мыслью подаст голос, кто захочет пойти с нами, мы не благодарим. Свободные люди не требуют от свободы чего-то еще. Но, потеряв свободу, они лишаются всего.
8 мая 2008 г. Демократический союз. Улан-Удэ.

ОБСУЖДЕНИЕ ЛИСТОВКИ ДС НА ФОРУМЕ "БАЙКАЛ"


ОБСУЖДЕНИЕ ЛИСТОВКИ ДС НА ФОРУМЕ "КАСПАРОВ.РУ"


КОММЕНТАРИИ К ЛИСТОВКЕ ДС (тема закрыта)

ЗДЕСЬ - ФОРУМ, где обсуждались документы ДС г. Улан-Удэ (тема закрыта)


ЛИСТОВКА ДС, 23 февраля 2008 г. (УЛАН-УДЭ)

Распространяется бесплатно. Никого не спрашивайте, берите.
Р.S. Во избежание фальсификаций: состоит из двух страниц

НЕДОТЕРПЕТЬ – ПРОПАСТЬ, ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРОПАСТЬ

Из телеграммы генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Берии: «Товарищу Сталину. Выселение начинается с рассвета 23 ФЕВРАЛЯ с.г. Предполагается оцепить районы, воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов… Считаю, что операция по выселению чечено-ингушей будет проведена успешно. Берия. 22.02.1944».
Из обращения президента ЧРИ Аслана Масхадова к Европарламенту: «26 февраля 2004 года Парламент Европейского Союза принял Декларацию, в которой официально признал сталинскую депортацию чеченского народа 23 февраля 1944 года актом геноцида... Тотальная ДЕПОРТАЦИЯ 1944 года в Среднюю Азию и Казахстан является одной из самых ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦ ВО ВСЕЙ МНОГОВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНЦЕВ, так как в ходе этого насильственного акта была полностью ликвидирована национальная республика, а её территория была разделена между соседними регионами. За 13 лет, которые чеченский народ провёл в изгнании, погибло около 70 процентов населения». (18.01.2006).
АНАЛОГИЧНАЯ УЧАСТЬ ПОСТИГЛА И ДРУГИЕ НАЦИИ, ВЫБРАННЫЕ НА ЗАКЛАНИЕ: ИНГУШИ, КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ, КАЛМЫКИ, НЕМЦЫ, ФИННЫ, ЛАТЫШИ, ЛИТОВЦЫ ПОЛЯКИ, БОЛГАРЫ, АРМЯНЕ, ГРЕКИ, ТУРКИ, КУРДЫ, ХЕМШИЛЫ – ВСЕГО 3 МЛН. 333 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК.
Специфика этого позабытого эпизода именно с чеченцами заключается в том, что ни один из прочих репрессированных народов не вынужден, вспоминая – каждый в свой день – о горькой странице своего рода, слышать в этот же час циничные славословия в адрес защитников безжалостного к ним Отечества. Только дата депортации чеченцев пришлась на эту патетическую дату. Только их день скорби омрачается кощунственной хвалой в адрес их мучителей.
Чеченские старейшины, пытаясь в самих себе задушить гордость и обиду своего народа, заклинали вождей нашего могущественного государства перенести дату чествования федеральных вооруженных сил на другое число. Но их предложения даже не были приняты к рассмотрению. Однако из года в год неустрашимая держава опасается более настоятельных требований – и ко дню торжества неизменно усиливает меры безопасности, открыто признавая мотивы подобных мер. Так что государство не обвинишь в недооценке преступления против человечества, совершенного его идейным предшественником и вдохновителем. Очевидно, ежегодное усиление мер безопасности являются менее затратным, чем единовременная процедура переноса даты, символизирующей эпопею сталинских этнических чисток.
Нынешними законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму» слово приравнивается к действию. Объяснение причин обоюдного насилия приравнивается к самому насилию. ИТАК, СЛОВО ЗАПРЕЩЕНО. ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ ОТНЫНЕ? Угнетенным и их бескорыстным сторонникам НЕ ОСТАЕТСЯ ИНОГО ВЫХОДА, КРОМЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ. При этом силы трагически неравны. Но и более сильный противник всегда выходит из схватки покусанным, даже объявляя себя победителем. Кого ему остается винить, если кроме его излюбленного кулачного диалога он сам не оставил оппонентам никаких альтернативных средств коммуникации?
Даже животные не сразу вступают в схватку – только потому, что у них есть масса возможностей иначе разрешить противоречие: рычанием, взъерошиванием шерсти. И только мы, ЛЮДИ, ОБЛАДАЮЩИЕ ДАРОМ СЛОВА, ЛИШЕНЫ ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРОВОПРОЛИТИЯ. Не потому ли и вырвали у нас язык, что он часто предотвращал войну, к которой цензоры так стремились? Ну что ж, в таком случае их воинственные чаяния сбудутся неизбежно: в самом деле, что еще остается, когда вырывают язык? – Зубы. По крайней мере шум не раздражает…
Мы, естественно, против преследования людей, которые ОСМЕЛИВАЮТСЯ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ насилию адекватными средствами. Но сейчас речь даже не о них, а вот о ком. Государство провозглашает всемерную заботу о мирных жителях – тех, кто НЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ. Или добровольно прекращает сопротивление. Как же оно ИХ защищает? ПРОДОЛЖАЕТ ГЕНОЦИД народа через уничтожение даже тех чеченцев, которые первыми идут на примирение.
В начале первой чеченской войны женщины, распуская волосы, кидали свои платки под гусеницы федеральских танков. По чеченскому обычаю, это действие служило непререкаемым знаком к прекращению кровной мести, законом для враждующих мужчин. Но российские танки беспощадно вдавливали в грязь множество платков, не желая разбираться в диких обычаях порабощаемой нации.
Заурбек Талхигов, чеченец 25-и лет. Вел переговоры с захватчиками «Норд-Оста» об освобождении заложников. Обвинен в пособничестве террористам (а также во «вселении террористам уверенности в своих преступных действиях»!) и осужден на 8,5 лет лишения свободы. По версии обвинения, разговоры Талхигова «засекли» спецслужбы. Однако все переговоры велись в присутствии сотрудников ФСБ. Переговоры на том этапе уже шли успешно – о выдаче иностранных заложников. Но были прерваны специально, так как «Норд-Ост» было выгодно представить как международный теракт. Большая часть доказательств в пользу Талхигова была уничтожена. Суд велся в закрытом режиме. В тюрьме его принуждали есть ложкой из туберкулезного барака. Так призыв К СВОИМ пощадить чужой народ повлек кару со стороны тех, кого он попытался спасти.
Зарема Мужахоева, чеченка 23-х лет. Добровольно отказалась от совершения самоподрыва в Москве, июль 2003 г. Сдалась, пожалев невиновных. ВЫДАЛА нескольких человек СВОИХ. Говорила до того, как ее судьба была решена московскими присяжными: «Я первая, кто сдалась властям. Я не хотела бы оказаться первой и последней, которая сдалась». После обвинительного вердикта (ее признали не заслуживающей снисхождения): «Я вам верила… Так вот вы какие! Я выживу и еще вернусь! Я не испытывала ненависти к вам, а теперь ненавижу. Лучше бы я вас всех взорвала». Остается утешаться тем обстоятельством, что это произойдет не скоро: она обречена на 20 лет заключения. Или вы обеспокоены тем, что так мало?
Станислав Дмитриевский, нижегородский журналист. Осужден на 2 года лишения свободы условно за публикацию обращений лидеров чеченского сопротивления Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева с призывами к МИРНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ. 11 января 2005 г. возбуждено уголовное дело против Дмитриевского, а весной этого же года Масхадов был убит. Настолько невыгоден был мир его оппоненту.
Мы уже приводили отрывок из текста А.Масхадова, пестрящего следующими красноречивыми выражениями: «мир», «мирный»; «конструктивный диалог»; «права человека». Теперь предлагаем ознакомиться и с обращением А. Закаева, в котором одно только слово «мир» повторяется четырежды:
«…Сегодня от имени президента Масхадова я вновь обращаюсь к россиянам… нам пока ещё не поздно договориться. Если у чеченского народа появится надежда на мир, то мы сможем остановить террор. Но для этого российский народ должен избавиться от людей, для которых мир означает потерю власти, а возможно и скамью подсудимых… Я протягиваю российскому народу руку мира через голову их президента — эта война не нужна никому кроме него… Владимир Путин не оставил чеченцам выбора, но у вас он есть, вы ещё можете выбрать мир…». (18.01.2006).
Вы скажете, что мир невыгоден скорее противоположной стороне – радикальным силам сопротивления. В таком случае напомним, что российское руководство само рапортовало об успешной спецоперации по уничтожению Масхадова, добровольно и горделиво беря на себя ответственность за эту смерть.
Они преодолевали себя во имя примирения с теми, кто и не думал отмаливать свои преступления. Что же они получили в ответ?
Повторяем: мы убежденные противники цензуры, выступаем против того, чтобы на словесное нападение отвечали физическим насилием или лишением свободы. Но здесь речь о другом: о том, когда ДАЖЕ НЕ ВОЕВАЛИ, даже словом, – а, наоборот, СДАВАЛИСЬ, пытаясь остановит войну. Чем оправдать камень, которым отвечают на мольбу, обращенную к поработителям? Только одним это можно объяснить: война необходима! – тем, кто отказывается от переговоров, даже не удостаивая вслух произнести свой отказ и отвечая смертельным ударом.
А мы добиваемся мира, и за это нас преследуют как террористов. Хорошо. Если в России мира добиваются только террористы, тогда без террористов Россия не выживет. Потому что ее вождям кровь милее – и они выбирают войну.
Хорошо, это – о надоевших чеченцах, которые триста лет в зубах навязли (нечего было пробовать на зуб, да так настойчиво). И о ваших вождях.
А ТЕПЕРЬ – О ВАС. Понятно, вы сами – не вожди и сроду на их роль не претендовали (только выбирали их). Никто из вас не виновен в том, что не знаете об этом ничего. Никто не виновен в том, что и узнав, вы признаете справедливой кару, павшую на этот народ, ведь он, по-вашему, всегда ее заслуживает.
В конце концов, вы вправе соизмерить масштабы этого маленького и давнишнего будто бы горя с масштабами многонационального ликования. Ведь в подобные дни надлежит забывать обиды, так? Только забывать-то их следует в первую очередь обиженным, на обидчиков же это право вовсе не распространяется – они приобретают это право только с согласия обиженных, и никак иначе. А такое согласие Россия должна вымолить. Прощение. И если вы полагаете, что весеннее солнце, приходящее вслед за февралем, растопит лед без вашего участия, то вы совершенно правы. Только это будет лед вашей жестокости и вашей былой силы. И подо льдом неизбежно прорастет та правда, которую от вас скрывают с вашего любезного согласия. Вы долго закрывали глаза правой рукой, и об этом не подозревала левая, и никаким оправданием вам не послужит то обстоятельство, что это были руки ваших вождей, а не ваши собственные. Никто не мешал вам протянуть вашу руку через голову вашего вождя – и соединить ее с другими такими же нескованными руками, буде такие найдутся, или поднять ее в одиночку, если ваша рука окажется единственной. Последнее тяжелее всего, но тем выше награда. Государство запятнало себя кровавыми преступлениями. И подневольному гражданину этого государства нет ничего проще, чем коротким и беззаветным взмахом своей руки сложить с себя ответственность за преступления собственного государства. Взмахом руки отшвырнуть от себя руины коллективной вины. И не бояться больше - ведь втихаря побаивается каждый – возмездия, которое всех уравняет в мере наказания, потому что прежде вы не пожелали оправдаться. Хотя в чем же вам оправдываться? Это праздник отцов и детей нежного возраста, которые в школах приклеивают к семейным пожеланиям рельефные изображения танков. А разве ж нам обойтись без танков для защиты наших внутренних рубежей от иноземных ворогов? Вы совершенно правы. Священная война праведна уже потому, что ведется против чужаков. А чеченцы уж точно не ваши соотечественники, не подданные вашей Империи, раз вы их травите, вырезаете под корень, уничтожаете как класс. Ведь и помещику было бы жаль вырезать целые деревни своих крепостных, своими руками истреблять свою собственность. А вы давно признали, что инородцы – не собственность ваша, раз вам ничуть не жаль ее лишаться. Это не ваши сограждане, это внешний враг.
Стало быть, вы вправе защищаться.
А те, ваши враги – вправе огрызаться.
Перетерпеть – пропасть.
Вас не смягчить годами смирения. Этот урок вы ярко и последовательно преподали горским дикарям – тем, которых за долгие века вы так и не сумели затащить в имперскую клетку и задушить древней веревкой поработителя.
С днем защитника Отечества!
Демократический союз. Улан-Удэ.


К ГОДОВЩИНЕ УБИЙСТВА АННЫ ПОЛИТКОВСКОЙ

(Листовка ДС 7 октября 2007 года)

P.(осле) S.(мерти)

Я другой такой страны не знаю,
Где убивают лучших из людей!
      Год назад, 7 октября 2006 г. в Москве была убита журналистка и правозащитница, корреспондент «Новой газеты» Анна Политковская. О чём она писала? Зачистки, похищения и пытки мирных жителей Чечни, нарушения прав человека сотрудниками силовых структур, произвол и преступления государства против человечества. Убийцы надеялись оборвать последний голос свободы. Напрасная надежда!

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ И ДЕНЬ СМЕРТИ

      …Анну Политковскую убил вполне конкретный путинский режим (и посмейте мне сказать, что он не кровавый), вполне конкретная фирма с брэндом "Кремль унд Лубянка инкорпорейтед", и я не верю, что такое мероприятие, как казнь оппозиционного журналиста, да ещё женщины, да ещё и ко дню рождения сразу двух сатрапов, московского и грозненского, могло обойтись без если не без подписи, указа или намёка ("Пора разобраться с этой Политковской"), то хотя бы без "крышевания": "То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства".
      …Чем ещё скомпрометируешь Путина? Ему уже нечего терять ни на том свете, ни на этом.
      …А президент сидит у окна пригорюнившись и смотрит с тоской на ещё живых врагов, демократов и журналистов анечкиного профиля. И напевает: "К сожаленью, день рожденья только раз в году!" Не надо так расстраиваться. Есть ещё день ангела и семейные праздники. А патриоты и пистолеты у вас всегда в избытке. Хватило бы журналистов к знаменательным и памятным датам.       
Валерия Новодворская

СОЧТЁМСЯ ВСКОРЕ
Послушайте, сочтёмся позже:
Как только доскажу,
Я дам вкусить горячей кожи
Бесшумному ножу.

За эхо страстного раската –
Застенчивый курок.
Стабильная, скупая плата,
Устойчивый итог.

Но до того – и для того-то –
Не упаду с колен,
Пока оставшаяся нота
Не вытечет из вен.

Я опрокину чашу моря!
Соль по пескам течёт.
Дослушайте! Сочтёмся вскоре,
Пока готовьте счёт.

ПОБЕДИТЕЛЮ
Итак, окончен разговор.
С помоста убраны поленья.
Объявлен после исполненья
Немногословный приговор.

Гордись величием врага.
Гордись его уничтоженьем,
Гордись своим отображеньем –
Увы, единственным пока.

Гордись, Империя Снегов
(Давно их не мело так много):
Когда бесследная дорога
Ещё вела таких врагов?

Их было – тысячи страниц.
Они не знали середины,
Они не ведали границ.
Неумолимые картины.

Они вели, конечно, в ад,
Знак повторяя многократно,
Вперёд ступая наугад,
Указывали путь обратно.

И оказались так просты
Семикруговые ворота:
Оскаленные блокпосты
И ям гниющая зевота.

Не всё ль равно там, за чертой:
До середины – как до края.
Полкниги тлеет под плитой,
Да, половина! – Но вторая…

Гордись, блистательный Дракон:
Всё познается в антитезе.
Такая кровь в устах надреза
Провозгласила твой закон!

Прощай, последняя мечта!
Пускай осколки ожиданий
Утонут в омуте преданий,
Грозой сметённые с моста!

ЗАВЕЩАНИЕ
Я камни точу и ласкаю стопами
В безумном краю.
Я сердце своё закусила зубами –
Теперь отдаю.

И сколько таких растекалось по плитам
Давно, до меня?
И скольких манило стальным сталактитом
Созвездие дня?

Пусть нас обручали клинком заострённым
На бледной заре,
И сладко вам привязи рвать в обагрённом,
Больном алтаре –

Я зубы разжала, и сердце упало
У жадной двери,
Тебе отдала – как бы ни было мало.
А ты подбери.
Душеприказчик А. П. Организация «Демократический союз», Улан-Удэ

Бывали хуже времена – но не было подлей!

АННА
      Сегодня её душа окончательно покидает нас, и у нас есть последняя возможность проститься, уже не отвлекаясь на тьму её убийц и хулителей, заполнивших своей ненавистью - кто Интернет, кто официальную хронику государcтвенных каналов. Хотя я, например, долго не забуду одного редактора «патриотической» газеты, который публично пожалел, «что у Анны Политковской была такая лёгкая и достойная смерть».
      Мне почти всегда было мучительно тяжело читать Анну. Её строки были наполнены невыносимой человеческой болью, страданием разрываемых тел и душ жертв, которым не суждено было умереть «лёгкой и достойной смертью». Им, умершим в аду, Анна возвращала сочувствие и достоинство после смерти. Я всегда задавал себе вопрос: а каково это было не читать, а писать, пропуская всю эту боль через своё сердце, потому что только так можно было писать о том, о чём писала Анна. Она не идеализировала и не романтизировала чеченское сопротивление. Она писала об их мерзавцах так же, как и о наших. В этой войне она всегда была на одной стороне - на стороне жертв. Но она была прежде всего русским писателем, потому что так же, как и великий русский писатель, свидетель и участник всё той же русско-чеченской войны, только проходившей полтора века назад, своим сочувствием к чеченцам Анна спасала честь русских.
      Спускаясь в ад, она ежедневно брала на себя те муки, которые мы заслуживали своей трусостью, бессердечием, равнодушием, невозможностью воспринимать чужую боль. Правда, которую она приносила, не нужна была её соотечественникам, даже порой самым близким ей людям.
      В небесном Иерусалиме так же, как и в земном, должно быть, есть своя Аллея Праведников. Место Анны там. Праведники Второй мировой войны спасали не только евреев, они спасали души своих соотечественников. Будем всегда помнить, что Анна сделала для всех нас - русских и чеченцев, изуродованных жертв этой бесконечной трагедии абсурда.
      И ещё. В одну из лунных ночей в той другой жизни откуда-то появится и будет долго семенить рядом, заглядывая ей в глаза, невысокий лысоватый человек в белом плаще с кровавым подбоем, умоляюще повторяя: «Но ты мне, пожалуйста, скажи, Анна, ведь ты действительно не пользовалась никаким влиянием и не представляла для меня никакой опасности?»
      «Ну, конечно, не представляла, добрый человек. Тебе это померещилось».
      Потом его вежливо уведут к Святому Петру - и он убедится, наконец, каким влиянием обладала Анна.
Андрей Пионтковский

ЧЕМ ОНА ЗАПОМНИТСЯ?

      Анна Политковская - обозреватель "Новой газеты". С июня 1999 года - обозреватель "Новой газеты". За серию репортажей из Чечни в 2000 г. ей присуждена премия «Золотое перо России», диплом «Золотой гонг-2000». Премия Союза журналистов РФ "Добрый поступок - доброе сердце". Автор документальных книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская», «Чужая война, или жизнь за шлагбаумом», «Путинская Россия» (в России не издавалась). С июля 1999 года не раз выезжала в зоны боевых действий и лагеря беженцев в Дагестане, Ингушетии и Чечне. В декабре 1999 года организовала эвакуацию 89 жителей грозненского дома престарелых. Однако летом 2000 года старики (22 человека) были возвращены в Грозный, "дабы продемонстрировать всему миру, что жизнь в Грозном налаживается". Люди оказались без воды, лекарств, пищи и одежды. В августе 2000 года по её инициативе проведена благотворительная акция "Грозный. Дом престарелых". Собрано 5,5 т груза и около 5 тысяч долларов.
      Занималась правозащитной деятельностью, помогала в судах матерям погибших солдат, проводила расследования коррупции в Министерстве обороны и командовании Объединённых группировок федеральных войск в Чечне.
      В октябре 2002 года участвовала в переговорах с террористами, захватившими в Москве мюзикл «Норд-Ост». В октябре 2004 года Политковскую отравили по пути в Беслан, когда она летела, имея возможность организовать переговоры умеренных чеченских сепаратистов с террористами.
      Убита в Москве в подъезде (в лифте) своего дома (8/12 по Лесной улице) 7 октября 2006 года, в разгар антигрузинской истерии.
      Список статей: http://www.hro.org/war/anna/.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
ИЗ "ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ"

      Война началась тривиально: с бомбёжек сел и городов. А значит, война началась с потоков беженцев. Тысячи людей, подхватив детей и стариков, ринулись куда глаза глядят, прочь... Они шли повсюду и отовсюду, многокилометровый «хвост» выстроился по главному шоссе Чечни, так называемой «федеральной трассе Ростов-Баку». Но и «хвост» бомбили..
      Сентябрь 1999 года. Мы лежим на жухлой осенней траве. Точнее, мы хотим на ней лежать — но большинству достаётся только пыльная чеченская земля. Это потому, что нас слишком много — сотни, и на всех хорошего не хватает... Мы — это люди, которых настигла бомбёжка. Мы ни в чем не провинились, просто шли по направлению к Ингушетии по бывшему шоссе, теперь распаханному и разъезженному бронемашинами..
      …Вот они — вертолёты. Очередной заход. Они спустились так близко, что видны руки и лица пулемётчиков.
      Некоторые уверяют, даже глаза. Но это преувеличение от страха. Главное — их ноги, небрежно спущенные в открытые люки. Будто они не убивать прилетели, а решили охолонить их, натруженных, в прохладном воздушном потоке. Ноги большие и страшные, подметки тычутся чуть ли не в нас. Между ляжками зажаты дула. Страшно, но всем хочется посмотреть, кто же твой убийца. Кажется, они смеются над нами, над тем, как мы уморительно ползаем внизу — старые грузные тетки, молодые девушки, дети. Нам даже слышен этот хохот, хотя это опять враньё — слишком шумно вокруг.
      …Мужчина по имени Ваха — чиновник-землеустроитель из Ачхой-Мартана, большого села неподалёку от Ингушетии. В воюющей Чечне все боятся всего, и сегодня утром Ваха вышел из дома, как обычно, в костюме, с папкой, чтобы не привлекать внимания — вроде бы на работу. А на самом деле решил бежать.
      — Всякий раз, — бормочет Ваха, потому что не бормотать нельзя, ведь наши губы упёрты в землю, — всякий раз, когда налетают вертолёты, я беру в руки папку, достаю бумагу и делаю вид, что записываю. Мне кажется, это очень помогает.
      Люди, лежащие рядом, начинают тихо посмеиваться.
      — Как может помочь бумага? Что ты такое говоришь? — шепеляво, отплевываясь пылью, громко шепчет крошечный худющий дядечка, расположившийся слева.
      — Пилоты видят, что работаю, что не террорист, — парирует землеустроитель.
      — А если они подумают наоборот? Что ты записываешь их бортовые номера? — отзывается женское тело впереди и очень осторожно чуть-чуть меняет положение. — Затекло... Когда же это кончится?
      …— Покажи свою папку, пожалуйста. Другим расскажу.
      Тела, смолкнувшие при «жёстком», опять хватаются за соломинку — кусочек вдруг подаренного веселья, для кого-то и последнего.
      — Показывай-показывай...
      — Все себе заведем...
      — У русских папок не останется...
      — Путин подумает, что это все чеченцы ходят по войне с папками? А должны бы с автоматами...
      — И тогда федералам папки выдаст. Будет вся Чечня с папками...
      — Ваха, дорогой, а какого цвета надо папку?
      …Ваха и его чудо-папка погибнут сутки спустя, подорвавшись на мине в полутора километрах от места, где мы сейчас лежим.
      …И погибший Ваха опять будет лежать на поле, но теперь бесстрашно — вверх израненным лицом и раскинув руки так широко, как не бывает при жизни.

«СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ?»
      ...С нар спрыгнул ребёнок лет семи. Он выставил вперёд выпиленный из дерева автомат и крикнул: "Ты - русская?" На него шикнули взрослые, но мальчик выпалил: "Фашист ты!"
      …И все эти десятилетия наши дети играли в войну с немцами, а взрослые поощряли их к этой игре! И вот теперь мы стали немцами? Так сколько же уйдёт на то, чтобы чеченские дети перестали играть в войну, где самый плохой мальчик будет исполнять роль "русского"?

 


 

публикации 

 




SpyLOG Rambler's Top100


Hosted by uCoz